Nastradamus Posted May 4, 2008 Copy Topic Link Share Posted May 4, 2008 (edited) Решил выбрать самое главное и полезное, так сказать сделать выжимку, из топика "СПЛ - сабостроенние" конференции сплклуба. Отдельное спасибо g00d-у за предоставленный материал. Надеюсь данный материаль поможет начинающим спл-щика пополнить багаж своих теоретических знаний :bye:. Edited February 27, 2009 by Nastradamus Титанат от БасКлуба Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ Link to comment
Popular Post Nastradamus Posted May 4, 2008 Author Popular Post Copy Post Link Copy Topic Link Share Posted May 4, 2008 поехали ... существует множество разных оформлений динамика замечу... что тут собственные выводы, теорией баловать - не буду, ищите в золотом архиве блюзмобиля 1. Фри-аир самое простое решение. -совершено не СПЛно... 2. ЗЯ одно из любимихших моих решений для музыки и только для нее. Для СПЛ не годится. 3. ФИ - наверное самое распростроненное решение. простота изготовления и настройки делают его максимально доступным. В тоже время это очень эффективное решение позволющее получать очень высокие результаты РЕКОМЕНДУЮ НОВИЧКАМ. ГОДНО! 4. Бэндпасс любимийшее оформление любителей-теоретиков скажу сразу за всю свою практику видел только два результативных решения на бп4: у Зебры 43(прошлогодний ящик 147.2дб ) и Тарасова Миши(149.5дб, точнее у него сложный гибрид основаный на БП4) в теории у БП самый высокий КПД на практике сложное-массивное и очень капризное решение... вывод СПЛНО- но только для трудоголиков с прибором и массой свободного времени. 5. Опен-аир (непутать с фри-аир) очень распростроненное решение за бугром на сайте аудиобана ищите spl_chart.pdf смысл этого оформления прост - образование стоящей волны. ОЧЕЕЕЕНЬ ЭФФЕКТИВЕН, но в категориях позволяющих распологать ящик довольно близко к датчеку 6. Четвертьволновик Сложен в иготовлении но имеет огромный потенциал. по сути - это простая труба, настройка которой зависит от длинны(резонанс будет на 1-1/2-1/4-1/8 и т.д. ) имено на таком ящике выступает Алексей Фоломкин и я выступал в прошлом году, ящик имеет один очень существенный недостаток... его выдержит не каждый динамик он просто начинает рваться от предельного хода Про лабиринты-туннели-рупора не расскажу... опыта нет... ПРО ОБЪЕМЫ ЯЩИКА судя по тому что я часто вижу на соревнованиях многие смотря на графики спикершопа или подобных программ... строят огромные ящики монстры...(сам был грешен) забывая что с увеличением объема при одинаковой подводимой мщности увеличивается ход динамика(динамик может быть поврежден), а после определенного увеличения объема динамик начинает работать как в фриайре-с очень низкой отдачей более того дин работая в максимальном ходу очеь не линеен... как выбрать оптимальный объем прежде всего вы должны знать какую мощность должен переварить динамик в бассбокспро есть замечательный график хода катушек в зависимости от частоты и подаваемой мощности, следовательно чем больше мощи тем меньше должен быть Ваш ящик! Титанат от БасКлуба Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ Link to comment
Popular Post Nastradamus Posted May 4, 2008 Author Popular Post Copy Post Link Copy Topic Link Share Posted May 4, 2008 Самый простой путь поиска оптимального объема для динамика - расчитайте оптимальный объем для музыкального ящика и +20-30% Тут важно максимально нагрузить динамик и в тоже время не задушить его... Замечено "породистые" динамики - как правило, не любят большие объемы... про порты давным давно была замечательная статья в Автозвуке в этой статье исчерпывающия информация про порты... от себя добавлю.... замечено, что чем длинее порт тем больше от него отдача оптимальная площадь порта - от 1\2 до 1 эфф.площади динамика в большинстве случаях порт лучше рапологать в одной плоскости с динамиков Толщина стенок ящика... Раньше бытовало мнение, что SPLный ящик должен быть ну очень толстый... что бы гасить вибрации стенок... я пришел к тому, что в полне достаточно 18мм, а Зебра 43 эксперементировала с корпусом из тонкой фанеры ... и очень успешно! Расположение и направление Наверное самое Важное в СПЛной машине... Рекомендую к прочению эту главу замечетального курса Звук: теория, устройства, практические рекомендации Существует множество решений и каждый пришел к своему и Вы не смотрите на выложенную инфу, как на панацею... ищите свое основная задача попасть в правильный "стояк" Стояк - Стоячая волна Формирование стоячих волн — один из наиболее заметных эффектов влияния жестких пограничных поверхностей на распространение звука. На рисунке показано, что происходит, когда звуковая волна определенной частоты падает на отражающую поверхность под углом 90°. Те волны, которые отражаются от нее, накладываются на падающие волны, и в местах совпадения максимумом звукового давления, происходит усиление звука, а в местах совпадения минимумов звукового давления — его ослабление В результате в воздухе формируется стационарная структура, которая и называется “стоячая волна”, в ней чередуются зоны низкого давления (узлы) и зоны высокого давления (антиузлы). Если двигаться через зоны стоячей волны, можно легко обнаружить места, в которых звук очень громкий, и места, в которых он очень тихий. Чередующиеся зоны максимального и минимального звукового давления отстоят друг от друга на расстояния, равные половине длины волны, и их положение зависит от частоты звука. Так, что рулетка - самый важный инструмент СПЛщика Расскажу про наиболее интересные и распространенные решения: - Седан, самый простой в выборе расположения. Потому, что у него практически нет вариантов. Динамик и порт направляем только вперед... в некоторый случаях - есть смысл максимально отделить багажник от салона... у меня это давало огромный прирост. - Хэтч, очень богатый решениями автомобиль, самые распространенные, Вперед, в потолок, заднее стекло. Последнее на мой взгляд самое эффективное решение и одно из не многих когда порт и динамик имеет смысл расположить в разных плоскостях, т.е. направить динамик в салон и порт на стекло, причем максимально близко к стеклу. - Универсал, аналогично Хэтчу, с учетом изменения наклона заднего стекла ну и не ленитесь, ищите свои решения Титанат от БасКлуба Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ Link to comment
Nastradamus Posted May 4, 2008 Author Copy Post Link Copy Topic Link Share Posted May 4, 2008 ссылка на spl_chart.pdf от аудиобана для расчета опен-аир Титанат от БасКлуба Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ Link to comment
Nastradamus Posted May 4, 2008 Author Copy Post Link Copy Topic Link Share Posted May 4, 2008 Решения для нескольких динамиков Помнится сам задавал вопрос - как лучше разместить два динамика, в один или в разные объемы. и пришел к выводу - разницы кроме сложности изготовления нет! при решении два динамика в разные ящики - появляется головная боль ввиде точности отстройки в одном объеме - решение на много проще... знаю, что лидеры СПЛклуб выступают на ящиках в разных объемах... но полно отличных результатов за бугром где динамики в одном объеме... в общем Вам решать чему отдать предпочтение... Ответить с цитированием Титанат от БасКлуба Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ Link to comment
Nastradamus Posted May 4, 2008 Author Copy Post Link Copy Topic Link Share Posted May 4, 2008 В теории коэффициент звукопоглошения у крашенного или лакировоного изнутри уменьшается... следовательно меньше потерь... но вот сколько либо заметных улучшений я не заметил... все на уровне погрешности датчега... (покраска + покрытие лаком корпуса и портов изнутри) но однозначно хуже ящик не станет! про вибру... раньше думал, что она сильно помогает... но мере уменьшения стенок ящиков и роста результатов - почему отношу для себя эту тему в разряд суеверий... (распорки дадут более заметный эффект жесткости, чем вибра) Про типы корпусов В целом считаю, что будущее за гибридами разных оформлений Например если совместить БП4 + Чертвертьволновик или Настроить у ФИ длину как у четвертьволновика совместить настроить четверть волновик в стоячую волну по формуле опен-аир и т.д. На финале у Зебры было очень интересное оформление. С чего начать... конечно с рулетки максимально обмерить у автомобиль все внутренние растояния. брать калькулятор и считать, считать а потом делать выводы и брать лобзик в руки Титанат от БасКлуба Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ Link to comment
Nastradamus Posted May 4, 2008 Author Copy Post Link Copy Topic Link Share Posted May 4, 2008 про порты порт Вашего ящика-несомнено самый важный элемент "кривой" в лучшем случае недаст подъем, а в худщем значительно его ухудщит. поговорим про эффективность портов я этим летом столкнулся проблемой при увеличении подаваемой мощности результат просто не рос... т.е на 5квт и на 8квт результат отличался буквально несколькими десятыми порты были обыкновенные щелевые, узкие и длинные(40х5х45) х2 т.е. я сделал вывод что порты не справляются возрастающей на них нагрузкой это заставило усилено чесать репу и искать нетиповые решения и я его нашел... но я не первый на сплклубе пришедший к этому решению... эти порты становятся эффективными только при солидном запасе мощности и иначе он безполезен ухх щас начнут меня бить "Старички" (а я всего лишь хочу что бы наши спортсмены переросли забугорных аналогов) новые порты при увеличении мощности дали приблизительно +2дб! к 147дб что это за порты и почему это происходило пока нескажу так как я все таки не хочу отдавать вам готовые решения на блюдце... скажу тока что в той ссылке на автозвуке есть достаточно инфы про них... моя рекомендация проектируя свой ящик делайте порты съемными... это позволит с экономит массу времени и значительно расширить возможные решения сделать съемный порт достаточно просто если кому то не понятно, могу подсказать как... про расположение портов я уже писал ранее чтов большинстве случаях порты и динамик распологают в одно плоскости... добавлю... порт и динамик желтельно расположить максмально далеко друг от друга... 1. Динамики надо нагружать 2. Правильно распологать порт и динамики относительно друг дуга и салона. 3. Четко настраивать порты Титанат от БасКлуба Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ Link to comment
Nastradamus Posted May 4, 2008 Author Copy Post Link Copy Topic Link Share Posted May 4, 2008 Буржуи очень любят так называемые Crx-боксы. Это когда порт назад, а дин вверх. Сейчас также применяют Crx-боксы второго поколения (так они их называют) - порт назад, дин вперед, спинку сиденья сложить. Могу сказать что пробовал делать подобные ящики, и считаю их весьма перспективными. Подробнее по этим боксам смотрите на форуме Термпро и многих других. Думаю при наличие прибора можно добиться вполне неплохих результатов (в том числе 150+ в Бас1) Титанат от БасКлуба Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ Link to comment
Nastradamus Posted May 4, 2008 Author Copy Post Link Copy Topic Link Share Posted May 4, 2008 и на последок из того-же топика: полных откровенний и конкретных указаний не ждите... ибо результаты тоже так просто не даются... и отдавать кому-то свой труд бесплатно- мягко говоря не хочется... соревнования прежде всего ориентированы на продвижение караудио в массы... "профи" это прежде всего "клоуны" на соревнованиях, которые заводят и удивляют толпу... которые в повседневке редко включают музыку и на 1\10 громкости способной развиться систему. мне так вообще хватает фронтов... редко бывает что "наваливаю" в общем для когото соревнования - работа, для кого то хобби, а для когото это способ померится "членами"... и ни кто не отдаст легко свои наработки... п.с. то чем делился я - так это в большинстве своем уже бесполезная для профи информация, но она актуальна для начинающих... Блин, да отличный топик! Для начинающих - кладезь мудрости. Когда я начинал заниматься СПЛ таких топиков и близко не было. Но надо понимать, что готовые решения приходят через свои собственные кровь, пот и слезы. Не говоря уже о десятках тысяч потраченных рублей и тысячах метров порваных нервов. Так что упрекать Серегу в том, что он дал недостаточно информации - не совсем красиво. Лично я бы не стал вслух говорить и половины того, чем он поделился. Не потому что я боюсь конкуренции. Мне пофиг, я знаю свои силы и возможности, что могу, то могу, чего не могу - постараюсь научиться. Просто весь смысл в том, чтобы научиться понимать процесс, а не воспользоваться чем-то готовым. Это как на экзамене: выучил - ответил без проблем, а те кто списал проваливаются на первом же дополнительном вопросе. Да и другой информации более чем достаточно, чтобы получить нужное направление. Все остальное - упорный труд. Халявы тут нет. Титанат от БасКлуба Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ Link to comment
Guest Zevs Posted May 6, 2008 Copy Post Link Copy Topic Link Share Posted May 6, 2008 Топик на самом деле отличный! Link to comment
b@d Posted May 7, 2008 Copy Post Link Copy Topic Link Share Posted May 7, 2008 хотя половина инфы этой по мнению автора уже устарела ;) Link to comment
Nastradamus Posted May 7, 2008 Author Copy Post Link Copy Topic Link Share Posted May 7, 2008 хотя половина инфы этой по мнению автора уже устарела ;) так ты не теряйся давай, продолжай этот теоретический талмуд глядишь, Смок присоединиться, пару секретов расскажет :blush: Титанат от БасКлуба Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ Link to comment
Smoke Posted May 8, 2008 Copy Post Link Copy Topic Link Share Posted May 8, 2008 (edited) глядишь, Смок присоединиться, пару секретов расскажет :blush: Кто, я? :shok: А у меня ничего нет! :blush::blum1: Edited May 8, 2008 by Smoke Все недовольство мной прошу выражать в суицидальной форме Link to comment
Guest srastuha870 Posted May 28, 2008 Copy Post Link Copy Topic Link Share Posted May 28, 2008 да хорошие статейки,много чего я тут узнал,Nastradamusu респект Link to comment
DENLaDEN Posted May 31, 2008 Copy Post Link Copy Topic Link Share Posted May 31, 2008 (edited) Про ТЛ надо в самом начале испрасить - на 1/2 длине волны не будет подъема, будет тихо, потому что фаза развернется на 180 градусов, а динамик порвется, потому что добротность будет на этой частоте огромная - на 1/2 длины будет механический резонанс, а нам нужен не резонанс, а подъем. При длине в четверть волны прирост в давлении должен быть примерно в 1,4 - полтора раза, при длине, равной длине волны в два, то есть перепады давления, созданые при ходе диффузора вперед и при ходе назад, полностью сложатся. Максимально демпфирован динамик будет при длине трубы, кратной длине волны, при длине в четверть волны ход будет больше, при том же давлении и той же частоте настройки. (при длине в половину длины волны ход будет максимальный при практически полной тишине) Технически я вижу возможность сделать ТЛ в целую волну с достаточно низкими потерями, чтобы от этого был толк, но... вроде в пазике нельзя давить 8)))) Edited May 31, 2008 by DENLaDEN "Опыт - единственный способ познания" - Л. Да-Винчи Link to comment
Recommended Posts
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now