Jump to content
Форум БасКлуб

ФАК по питанию аудиосистемы


Recommended Posts

Здравствуйте, в последнее время на форуме участились вопросы по питанию аудиосистемы, о том какие провода выбрать, какие предохранители поставить, вот я и решил обьединить все в одну тему, вся информация взята из интернета, и из этого форума.

 

Подбор сечения силового кабеля.

 

Работу электрической схемы постоянного тока можно легко объяснить, применяя аналогию движения электронов по проводнику движению воды по трубопроводу. Электрическая цепь ведет себя аналогично гидравлической системе подачи воды под

давлением. Электрический провод, по которому движутся электроны - это труба, по которой течет вода. Аккумуляторная батарея аналогична водонапорной башне (или насосу), которая создает давление в системе. Разность давления воды между начальной

точкой трубы, где установлен насос и ее конечной точкой заставляет течь воду по трубопроводу. Точно так же, разность потенциалов (напряжение) на концах проводника обеспечивает движение электронов по проводу. Количество воды, протекающее за

определенный промежуток времени через сечение трубы называют расходом воды в трубе (литр/сек). Аналогично расходу воды, сила тока в проводнике определяется как количество электрического заряда, переносимого за определенный промежуток времени

через сечение провода. Если сила тока со временем не меняется, то такой ток называют постоянным. Прение, возникающее в процессе движения электронов о кристаллическую решетку проводника принято называть сопротивлением проводника. Сопротивление

измеряется в Омах. По закону Ома для участка цепи сопротивление равно отношению напряжения к силе тока.

 

1 Ом = 1 Вольт /1 Ампер

 

Сопротивление проводника вызывает его нагрев. Поэтому правильный выбор сечения кабеля является очень важной задачей. Чем больше сечение кабеля, тем меньше его сопротивление, и тем больший ток он сможет пропустить. Следует помнить,

что с увеличением длины проводника сопротивление растет.

 

Автомобильные аудиосистемы потребляют большой ток, особенно если устанавливается несколько усилителей мощности. Напряжение в энергосистеме автомобиля постоянно и равно 12В, поэтому для обеспечения высокой мощности аудиосистема вынуждена потреблять большое количество тока. Усилитель является самым энергопотребляющим компонентом в звуковых системах. Поэтому для расчета

сечения силового кабеля нам прежде всего необходимо будет определить максимальную мощность усилителя. Для начала надо в спецификации к усилителю прочитать его среднюю мощность при 2 Ом или 4 омной нагрузке. Допустим, что мы имеем четырехканальный усилитель, RMS мощность которого равна 35 Вт на канал. Полная RMS мощность равна произведению количества каналов на мощность одного канала:

35 Вт х 4 = 140 Вт. (средняя мощность)

 

Зная, что средняя (RMS) мощность соответствует приблизительно 50% эффективности усилителя, то для определения максимальной мощности надо удвоить ее значение:

140 Вт х 2 ~ 280 Вт. (максимальная мощность)

 

Из физики известно, что мощность равна произведению силы тока на напряжение. Следовательно, сила тока равна:

Ампер = Ватт/Вольт.

 

Напряжение в сети автомобиля известно и равно приблизительно 13В. Значит, ток потребляемый нашим усилителем будет равен:

280 Вт /13 В = 21.53 A

 

Подобные вычисления следует произвести для каждого усилителя в аудиосистеме. После необходимо определить длину силового кабеля от аккумулятора до распределительного блока, а затем от этого блока до каждого компонента системы. Зная потребляемую силу тока и длину кабеля, обращаемся к специальной таблице подбора сечения и длины кабеля и подбираем необходимый калибр кабеля. Данные в таблице учитывают тот факт, что силовой кабель, сечение которого подобрано удовлетворяет не только потреблению тока усилителем, но и рассчитано на питание остальных компонентов аудиосистемы. Сечение заземляющих кабелей должно быть такое же, как и сечение питающих проводов. Плюсовой провод и заземление желательно тянуть от аккамулятора, если это невозможно по какой-то причине, заземлять ВСЕ компоненты системы нужно в одной точке, дабы исключить разность потенциалов между компонентами.

43ee4cb22ef5.jpg16e9f152c9e3.jpge5c9e7dd37bc.jpg

 

Расчет номинала предохранителя.

Расстояние от плюсовой клеммы аккумулятора до потребителя в основном превышает 40 сантиметров, поэтому устанавливаем защитный предохранитель, естественно не далее 40 сантиметров от аккумуляторной клеммы, а лучше устанавливать главный предохранитель возможно ближе к плюсовой клемме аккумулятора. Его назначение, защитить питающий кабель от возгорания, например в случае аварии автомобиля (ДТП). Повреждение автомобиля может быть пустяковым, но пережатый питающий кабель приведет к короткому замыканию, возгоранию и уничтожению автомобиля. Номинал главного предохранителя определяется МАКСИМАЛЬНО возможным номиналом предохранителя для данного сечения кабеля. Например для кабеля сечением 2 GA МАКСИМАЛЬНО возможный номинал предохранителя составляет 150 Ампер. А можно поставить предохранитель номиналом, допустим 100 Ампер, 80Ампер или 50 Ампер? Да можно! Можно поставить любой предохранитель, при одном условии, что он НЕ БУДЕТ превышать номинал 150 Ампер (иначе смысл этого предохранителя пропадает). Общий максимальный ток, который может быть потреблен к примеру двумя усилителями (моноблок 80А и двухканальник 30А), составляет 110 Ампер, так что если поставить главный предохранитель номиналом 100 Ампер, существует вероятность того, что он будет перегорать на пиках максимальной громкости. Исходя из вышеизложенного, я рекомендую выбрать предохранитель номиналом 150 Ампер, в случае нештатной ситуации он сработает.

 

Питающий кабель доходит до дистрибьютора, здесь питание делится на две линии ( в некоторых случаях и больше). Первая питает моноблок (с внутренней защитой 40 х 2 = 80 Ампер). Вторая питает двухканальный усилитель (с внутренней защитой 30 Ампер). Для чего нужны предохранители внутри усилителя? Для того, чтобы защитить усилитель от перегрузки и для того чтобы защитить автомобиль от возгорания в случае короткого замыкания внутри усилителя. Для питания уселителя возможен выбор разных размеров кабеля. Если мы выбрали от дистрибьютора до усилителя кабель размером 2 GA, МАКСИМАЛЬНЫЙ номинал предохранителя не может превышать 150 Ампер – мы защищаем кабель на случай короткого замыкания, а не усилитель. А можно выбрать номинал предохранителя, например 80 Ампер? Без проблем, вниз можно идти куда угодно, хоть до 1 ампера, но логика подсказывает, что смысла ставить предохранитель меньше 80 ампер нет, потому, что в цепи усилителя стоит предохранитель 80 Ампер. И так для каждого усилителя.

Edited by danila1984

SS XXX15+SAZ3500

Link to comment
  • Replies 74
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Здравствуйте, в последнее время на форумы участились вопросы по питанию аудиосистемы, о том какие провода выбрать, какие предохранители поставить, вот я и решил обьединить все в одну тему, вся информация взята из интернета, и из этого форума.

 

они тут помоему были всегда! а так че молодец! все популярно расписал!:i_am_so_happy:

Link to comment

Вот такой вопрос, может не в тему-смысл использовать толстый провод если в предохранители идет тонкая нить не пойми из какого металла сделана? На ней тогда наверно потери будут огромные или я чтото не так понимаю?

[sIGPIC][/sIGPIC]

Link to comment

в фак по питанию предлагаю влить вопросы о крайней необходимости конденсаторов...о емкости конденсаторов в системах 5квт+ ...и пользе конденсаторов для спл систем

Автозвук это болезнь....Лечится...проверенно:bye2:

Link to comment
Вот такой вопрос, может не в тему-смысл использовать толстый провод если в предохранители идет тонкая нить не пойми из какого металла сделана? На ней тогда наверно потери будут огромные или я чтото не так понимаю?

 

Все верно мыслишь - но помимо потерь на преде, прибавится просадка кабеля...

Образно говоря:

Используем провод в 35кв на нём потеря 0.6 + потеря на преде 0.4в=1в

А если использовать кабель в 50кв то 0.3 на проводе и 0.4 на преде=0.7в

:pop:

Link to comment
А если убрать потери на преде выкинув его, то могут появится потери во много тысяц рублей, исходя из стоимости авто и оборудования.
зато почти без просадок))можно попробывать-мало ли,вдруг повезёт...
Link to comment
Вот такой вопрос, может не в тему-смысл использовать толстый провод если в предохранители идет тонкая нить не пойми из какого металла сделана? На ней тогда наверно потери будут огромные или я чтото не так понимаю?

 

тема про потери из-за преда тоже есть тут.. тоже весьма активна была в одно время......... поиск.........:hi:

Link to comment

danila1984 -

 

Есть небольшие корректировки в первый пост:

Мощность усилителя заявленна исходя из напряжения 14,4 вольт. То что в системе 13 Вольт - это уже геморой самого хозяина машины...

Т.е. если мы возьмём 280Вт усилка и разделим на 14,4 то получим 19,5А, НО!!! так как напряжение у нас 13В а не 14,4 - то ток упадёт ещё ниже... 14,4/19,5=х и 13/х = 17,5Ампер.

Ну а в остальном - молодец, не поленился написать!

 

Ах да, ещё можно уточнить что данные таблиц указанны с учётом 5% потерь, если кому-то это много - то необходимо класть кабель ещё толще...

Edited by Алексей Neretro

заядлый sq-шник пассивщик :smile:

Торгую m-dimension

Link to comment

Chipo - потери в преде ничтожны... Его толщина на его длинне - это тоже самое что мертовый кусок кабеля с руку толщиной...

Гораздо больше потерь в местах контакта к предам, дистребьютерам и прочим вещам...

заядлый sq-шник пассивщик :smile:

Торгую m-dimension

Link to comment

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...