Перейти к содержанию
Форум БасКлуб

Расположение предохранителей в системе


Рекомендуемые сообщения

 Тема безопасности системы и установки предохранителей была актуальна всегда, однако и по сей день мы с завидной регулярностью сталкиваемся, как минимум, с некорректной её реализацией, а как максимум - к полному пренебрежению ей. В этой статье мы постараемся расставить все точки над "i", скомпоновать общие рекомендации и пояснения для всех, кто не просто хочет собрать стабильную систему, но и по максимуму обезопасить себя от непредвиденных ситуаций.

 Важное уточнение - все нижеизложенные требования касаются абсолютно всех систем, вне зависимости от того, сделан ли в ней акцент на громкость, на качество, для повседневного прослушивания или соревнований. Единственное исключение - если Вы не против того, что Ваш автомобиль может загореться вместе со всем содержимым.

 Начнём с основного элемента - предохранителей (на схеме обозначены зелёным цветом). Они необходимы в системе для того, чтобы в случае каких-либо повреждений обесточить всё, что находится после него. Прежде всего служат для защиты силовой проводки, так же, в некоторых случаях, когда на потребителе отсутствуют собственные предохранители (особенно актуально для мощных усилителей, у которых не подразумевается размещения собственного преда на плате). Спасают они от того, что если в виду каких-либо причин происходит короткое замыкание и кабель начинает с бешеной скоростью прогреваться, а место контакта - искрить, предохранитель попросту плавится, обрывая контакт, и весь следующий за ним участок кабеля и элементы нагрузки остаются обесточенными. Здесь можно привести аналогию с подушками безопасности - надеемся, что они никогда не пригодятся, но история показывает, что прецеденты имеют место быть, а значит обезопаситься будет вовсе не лишним.

 Важнейшее замечание - предохранитель должен быть установлен как можно ближе к плюсовой клемме источника питания. Чем длиннее у Вас незащищённый участок, тем более бестолковой является установка преда. Общая рекомендация - не более 40 сантиметров.

 Отлично, основной питающий кабель мы обезопасили, однако на практике мы имеем, что очень многие на этом свой путь и заканчивают. И конечно, когда речь идёт о простых системах, то этого по большей части и достаточно - АКБ один, на маломощных усилителях на платах располагаются свои блоки предохранителей, и дальше действительно можно не заморачиваться. Но если у Вас установлен дополнительный АКБ, мощные усилители и дубляж генератора, то их нужно так же защищать предами. Зачем? Давайте разберёмся поэтапно.

 Дополнительный АКБ от основного отличается, по сути, только расположением. Поэтому, если у Вас, например, произошло замыкание где-то между подкапотным предохранителем и плюсовой клеммой дополнительного АКБ - последствия всё те же, что и описаны выше. Так что в обязательном порядке устанавливаем пред.

 Дубляж генератора. Вне зависимости от того, к чему кабель подключен, он прежде всего - Кабель. И последствия от его замыкания ничем не отличаются от замыкания иных проводников. Поэтому применяем те же требования, однако здесь имеется ещё один нюанс - на самом деле, производители генераторов повышенной производительности рекомендуют устанавливать пред так же возле него самого. Эта рекомендация скорее не для общей безопасности (в случае мощного КЗ у вас почти точно выгорит управляющее реле и диодный мост, и подача тока, скорее всего, прекратится, да и остановить работу генератора можно просто заглушив двигатель), а для сохранности самого устройства.

 Теперь об элементе, которым так же нередко пренебрегают - защита потребителей. Она спасает в тех случаях, когда происходит поломка самого устройства, и плата "падает" в КЗ. По практике можем сказать, что это чревато, например, выгоранием блока питания при выходе из строя выходного каскада, а в некоторых случаях - и вовсе прогаром платы усилителя.

 В завершении, уточним необходимость дублирования всех масс (на схеме изображены синим цветом) кабелем, сечением не меньше плюсового. Причём необходимо это так же вне зависимости от того, реализована ли у Вас схема с минусом через массу автомобиля, либо протянута прямая протяжка минуса. Мотивация тут следующая - на большой кабель необходим весьма солидный номинал предохранителя, а при замыкании плюсовой протяжки на кузов автомобиля, есть вероятность, что штатный кабель не позволит пропустить достаточный для пробития предохранителя ток, и кабель попросту будет долго, но уверенно прогреваться, постепенно приводя к вышесказанным последствиям.
 

У кого какие вопросы остались - пишите в комментариях, обсудим. 

 

Спойлер

gTEqXviHR1Q.jpg?size=1280x563&quality=96

 

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...