AVN Опубликовано 25 апреля, 2013 Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 25 апреля, 2013 Снова всем привет. В этот раз пару слов о том, как от одного и того же динамика получить разные результаты. Как наглядный пример, возьмем RE Audio SX PRO 15, потому что эта серия, во-первых, достаточно громкая и хорошо пойдет для SQL (мы же любим погромче, да?), и в то же время от этих динамиков можно получить очень музыкальный - четкий и артикулируемый бас. Но для каждого из случаев нужен свой подход, чтобы динамик отработал на все 100. Подберете неправильное оформление - и либо разочаруетесь (хотя дело будет просто в кривом расчете), либо вообще попалите динамик, даже такой надежный, как SX. Во-первых, смотрим на параметры Тиля-Смолла (например, тут), и начинаем прикидывать корпус. Я для этого пользую проверенный JBL SpeakerShop с коррекцией АЧХ, рекомендованной еще в начале 2000-х журналом АЗ. Как показала практика, получается довольно близко к жизни. Но сейчас особая точность нам не нужна, важнее показать что получим от того или иного корпуса. Итак, поехали. Вариант 1. Для требовательных. Нам нужен предельно точный бас, и слушать музыку мы собираемся внутри машины. Параметры позволяют сделать отличный ЗЯ без потери отдачи, объем — всего 40 литров, что для 15-шки на самом деле очень компактно. АЧХ простирается до самых инфранизких частот – бас получите как в хорошем кинотеатре. При долговременной мощности динамика 1кВт и использовании соответствующего усилителя можно получить п-ц какую громкость и нехилое ливеротрясение. И это притом, что бас будет предельно точным и без единого намека на гудение. Лично мне этот вариант очень нравится. Но это в салоне. Если же такой саб заставлять играть на открытое пространство, то пропадет глубина баса и такого кайфа уже не получится, Отдача с понижением частоты будет спадать, и если вы начнете компенсировать это простым увеличением громкости, то это приведет к печальным последствиям. Так что переходим к варианту 2. Вариант 2. Для двинутых на громкости, но еще не теряющих рассудок. Мы все же хотим получить глубокий бас для шевеления внутренностей и иногда не прочь открыть двери и дать знать соседям в ближайших домах, какие мы охрененные меломаны. Закрытый ящик, как мы выяснили, тут не отработает на все 100, так что смотрим, что у нас получается в фазоинверторном корпусе. Путем нехитрых манипуляций в проге прикидываем, что оптимальный объем получается в районе 85 литров. Порт настраиваем достаточно низко – 35 Гц. При открытом багажнике и прямом излучении на улицу (это важно, потом поймете почему) получаем, что отдача не будет падать вплоть до 30-35 Гц. Нормально, да? В салоне при этом получаем вообще бомбу – акустическое усиление на 9 дБ на самых «мясных» частотах! Swaaaaag! Чтобы вы представляли, что это такое – это как будто мы подключили усилитель в 8 раз мощнее! Нехило? А усилитель то у нас прежний остался! Вот вам и правильно рассчитанный корпус. Но ничто не дается даром, поэтому смотрим, в чем же мы проиграли. Во-первых, бас в фазике будет не такой четкий и точный, как в закрытом ящике. Кто любит технические термины – импульсная характеристика хреновая. Но если вы не планируете слушать «живую» музыку, где звук должен иметь натуральную связку «атака-затухание», а ограничитесь электронной, то это уже менее критично. Во-вторых, фазик обязательно требует включения на усилителе сабсоника. Обязательно! В идеале – не ниже, чем настройка самого порта. Потому что ниже настройки порта ход диффузора уже ничем не сдерживается, и вы тупо попалите динамик, если ввалите в него дури. Если это произойдет, потом не говорите, что не предупреждал. Не бойтесь, в «мясистости» баса не потеряете, информативный бас гораздо выше 30 Гц, поверьте. Вариант 3. Для конкретно двинутых на громкости. А давайте-ка мы посмотрим, что у нас вообще там творится со спектром музыкального сигнала? Кто не в теме, советую при случае почитать журнал «Звукорежиссер», чуваки, что его пишут, наверное не дураки. Для определенности давайте сейчас оставим за бортом «негров» — там чисто SPL-ный сигнал с понтами вокруг него. При всем моем глубочайшем уважении к Сиву Миду как к инсталлятору, его звуковых предпочтений, простите, ну никак не понимаю. «Делать рэп» под НЧ-дудение – это музыка? Ну хрен с ними, пусть для кого-то это будет музыка, мы же посмотрим на что-то более приятное и жизненное. Возьмем для примера заводной такой басовитый клубнячок. Аксиома первая: в спектре сигнала практически нет частот ниже 40 Гц (по крайней мере, если смотреть более-менее известных западных диджеев), зато вся дурь вкладывается в удар, а это, замечу, диапазон повыше, и даже заметно повыше. Аксиома вторая: звук какого-нибудь инструмента (пофиг – живого или электронной драм-машины) условно состоит из основных тонов и обертонов – гармоник. Чтобы «как бы слышать» частоту 20 Гц, она не обязательно должна воспроизводиться системой, мы можем воспринимать ее по гармоникам – 40, 80 и т. д. Гц. Не знали? А вот есть у наших ушей такая особенность. И, между прочим, многие диджеи при сведении активно используют это – создают эффект «тяжелого» баса, при этом в спектре низких частот – кот наплакал. Теперь вернемся к нашему сабу. А давайте попробуем оставить для него прежний объем, но сделаем настройку порта на 55 Гц? Что получим? Понятное дело, снизу отдача резко упадет, зато весь пар устремится в область «среднего» баса. При этом получим акустическое усиление больше, чем на 6 дБ! И это при прямом излучении! Еще немного, и поймете, почему я заостряю на этом внимание. Опять мы «как бы увеличили мощность» нашего усилителя, причем, нехило – в 4 с лишним раза. И, само собой, не забывайте про сабсоник! Настраивайте его никак не ниже 45-50 Гц! Получите ураганное клубное колбасево без риска спалить даже самый надежный динамик в первые же 10 минут. Кстати, именно по такому принципу в свое время была настроена система в демо-каре Supra - копеешные динамики колбасили "мама не горюй". Теперь представьте, что будет, если использовать SX PRO и нормальный усилитель. А теперь внимание, фокус. Закрываем багажник и открываем двери или просто окна. Что получаем? Кто в теме, скажут – акустическое оформление типа бандпасс. Т.е. если мы стоим такие крутые на улице и нас прет от собственного меломанства, то мы слышим не прямое излучение нашего сабвуфера, саб играет в салон, а до нас бас доходит из открытых дверей (или окон). Салон в этом случае становится самой настоящей резонансной камерой! И что? А то, что так мы можем получить реально еще большее акустическое усиление! Тут, конечно, многое зависит от самого автомобиля – геометрии салона и дверных проемов, но эффект зачастую получается действительно чувствительным. И если уж вы так любите "негров", то делайте саб по варианту 2 и получите некислый hair-trick со срыванием трусов и взятием коричневой ноты ©"Fur TV". Но помните, что этот саб может гораздо больше, чем просто колбасить и рвать трусы. Выводы. Друзья, если хотите получить нормальный бас, то для начала определитесь что для вас есть "нормальный". Хотите SQ? Пожалуйста. Хотите SQL? Тоже можно, этот саб может не просто дудеть с запаздываниями, а быть действительно музыкальным. Хотите исключительно "колбасню"? Да запросто. И все это, заметьте, на одном и том же динамике. В общем, всем добра и делайте хорошие сабы, вы этого достойны. [sIGPIC][/sIGPIC] Ссылка на комментарий
super.bass007 Опубликовано 25 апреля, 2013 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 25 апреля, 2013 А как же ЧаВэ :sarcastic: Ссылка на комментарий
AVN Опубликовано 25 апреля, 2013 Автор Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 25 апреля, 2013 А как же ЧаВэ :sarcastic: Под пятнашку его только в прицепе возить, в багажник не уместится А вообще, это не столько конкретная рекомендация, сколько повод к размышлению. Ведь многие пытаются выжать "апельсиновый сок из морковки", а в итоге разочаровываются и палят динамики. Тут просто пример очень удачный. [sIGPIC][/sIGPIC] Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения