kyputejib Опубликовано 20 мая, 2014 Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 20 мая, 2014 (изменено) Усилители мощности звуковой частоты (УМЗЧ) по отношению к нагрузке делятся на два класса - источники напряжения и источники тока. Последние находят очень ограниченное применение, а практически все серийные модели являются усилителями - источниками напряжения. Идеальный усилитель при любом сопротивлении нагрузки создает на выходе одинаковое напряжение. Другими словами, выходное сопротивление идеального источника напряжения равно нулю. Однако идеальных вещей в природе не существует, поэтому реальный усилитель обладает определенным внутренним сопротивлением. Это означает, что напряжение на нагрузке будет зависеть от ее сопротивления (рис.1). [/img] Задача конструктора аудиосистемы - задемпфировать громкоговоритель так, чтобы собственные колебания затухали как можно быстрее. Однако средств для этого не так уж много. Возможны три способа демпфирования головки: механическое демпфирование, определяемое потерями на внутреннее трение в подвесе акустическое демпфирование, определяемое особенностями акустического оформления электрическое демпфирование, определяемое выходным сопротивлением усилителя Механическое демпфирование определяется конструктивными особенностями динамической головки и закладывается на этапе ее проектирования. Изменить его величину в готовом динамике редко представляется возможным. Как самостоятельное решение акустическое демпфирование применяется в виде заполнения корпуса акустической системы звукопоглощающим материалом. Кроме того, акустическое демпфирование входит в конструктивное оформление закрытых СЧ и ВЧ головок. Некоторое влияние на акустическое демпфирование оказывает и сопротивление излучения динамической головки. Однако, вклад всех этих составляющих в общую степень демпфирования головки невелик. Таким образом, электрическое демпфирование становится основным инструментом воздействия на переходные характеристики системы усилитель-динамическая головка . Взаимосвязь характера звучания с выходным сопротивлением усилителя заметили еще в пору ламповых усилителей, в 50-е годы. Особенно заметна была разница в звучании усилителей с выходным каскадом на триодах и пентодах. Пентодные усилители обладали значительным выходным сопротивлением, вследствие чего динамические головки были недодемпфированы и звучание приобретало гулкий призвук. Введение отрицательной обратной связи позволило снизить выходное сопротивление усилителя, но полностью проблему не решало. Удивительно, что спор о том - какой усилитель лучше, продолжаются и полвека спустя. А ведь дело не только в усилителе, но и в акустической системе. Для оценки демпфирующих свойств усилителя был предложен новый параметр - коэффициент демпфирования (damping factor), представляющий собой отношение сопротивления нагрузки к выходному сопротивлению усилителя. Проведенные тогда же эксперименты позволили установить минимальную величину этого параметра - 5...8. Дальнейшее снижение выходного сопротивления усилителя практически не влияло на импульсные характеристики системы. Кстати, идеология Hi-Fi (сокращение от High Fidelity - высокая верность) и сам термин оформились к концу 50-х годов. К этому моменту были определены минимальные требования к аудиосистеме - полоса воспроизводимых частот, коэффициент гармоник (тогда его называли clear factor - степень чистоты) и выходная мощность. Впоследствии, после появления транзисторных усилителей и специализированных низкочастотных динамических головок с легким подвесом, нижний предел демпинг-фактора был повышен. Это позволило однозначно определить степень демпфирования головки параметрами усилителя вне зависимости от особенностей акустического оформления. При этом в некоторых пределах обеспечивалась одинаковость звучания конкретной АС с различными усилитлеями. Знаменитый стандарт DIN45500 определял коэффициент демпфирования для Hi-Fi усилителей однозначно - не менее 20. Это означает, что выходное сопротивление усилителя при работе на нагрузку 4 Ом должно быть не более 0,2 Ом. Однако выходное сопротивление современных усилителей намного меньше - сотые и тысячные доли ома, а демпинг-фактор, соответственно, - сотни и тысячи. Каков смысл столь значительного улучшения этого показателя? Коэффициент демпфирования в данном случае, как ни странно, ни при чем. Важна только одна его составляющая - выходное сопротивление усилителя. В данном случае имеет место магия цифр, поскольку к сотням ватт выходной мощности современных усилителей все привыкли и нужно привлечь покупателя чем-то новым. Согласитесь, что демпинг-фактор 4000 выглядит намного симпатичнее, чем выходное сопротивление 0,001 Ом. А означает это в любом варианте только одно - усилитель имеет очень низкое выходное сопротивление и способен отдавать в нагрузку значительный ток (пусть даже и кратковременно). А связь между выходной мощностью и демпинг-фактором хоть и прямая, но не однозначная. Так что термину, интересовавшему раньше только специалистов, нашлось новое применение. Однако в повести о демпинг-факторе есть еще одно действующее лицо - акустический кабель. А он в состоянии сильно испортить не только цифры, но и качество звучания. Ведь сопротивление кабеля суммируется с выходным сопротивлением усилителя и становится составляющей демпинг-фактора. Для кабеля длиной 2 м сопротивление 0,05 Ом - вполне пристойный показатель. Но для усилителя с выходным сопротивлением 0,01 Ом демпинг-фактор на нагрузке 4 Ом с таким кабелем снизится с 400 до 66. Поводов для беспокойства пока нет. Но если использовать тоненький шнурок из комплекта динамиков и сомнительные скрутки общим сопротивлением 0,3...0,4 Ом (ситуация, к сожалению, еще нередкая), то демпинг-фактор упадет до 10, независимо от показателей усилителя. Поэтому на проводах экономить не стоит. Пассивный кроссовер создает аналогичные проблемы. Поэтому катушки с ферромагнитным сердечником в кроссоверах применяются чаще, чем воздушные - это позволяет не только сэкономить дорогой (у них) медный провод, но и значительно снизить сопротивление катушки. Конечно, при перемагничивании сердечника возникают дополнительные нелинейные искажения сигнала, но в большинстве случаев это меньшее зло, чем недодемпфированные динамики. Кстати, разница в звучании систем с кроссоверами разной конструкции зачастую определяется не столько характером вносимых искажений, сколько различным демпфированием динамика. В тех случаях, когда совесть не позволяет ставить катушки с сердечником, недостаток демпфирования можно восполнить акустическими методами. Но акустическое демпфирование не обладает всеми возможностями электрического и может в конечном счете обойтись дороже. Вычислить выходное сопротивление усилителя в любительских условиях можно, если при одинаковом входном сигнале измерить его выходное напряжение на холостом ходу (Eo) и на нагрузке (U) определенного сопротивления ®. Однако точность этого простого метода снижается при выходном сопротивлении усилителя меньше 0,05 Ом. Выводы: высокий демпинг-фактор (более 50) требуется для динамических головок с легким подвесом и большой массой подвижной системы, работающих с заходом в область основного механического резонанса (сабвуфер или мидбас с активным кроссовером, широкополосные головки без кроссовера); для динамических головок, резонансная частота которых находится за пределами рабочей полосы частот (СЧ, ВЧ) демпинг-фактор при многополосном усилении значения не имеет, поскольку электрическое демпфирование наиболее эффективно для подавления основного механического резонанса подвижной системы; при работе с пассивным кроссовером демпинг-фактор системы определяется главным образом выходным сопротивлением кроссовера в полосе его пропускания, поэтому требования к демпинг-фактору усилителя можно снизить (20...30). Дальнейшее увеличение выходного сопротивления усилителя может вызвать изменение частот среза кроссовера; демпфирование структурных резонансов в материале диффузора и подвеса не входит в функцию усилителя и может осуществляться только механически. Это проблема динамической головки; для усилителей с высоким выходным сопротивлением (источников тока) понятие демпинг-фактора лишено смысла. В этом случае для подавления основного механического резонанса подвижной системы можно использовать только акустическое демпфирование. Думаю пригодится. Оффтоп не моё. стянуто с cxem.net, нашёл то же на блюзмобиле, но и тут лишним не будет. Изменено 20 мая, 2014 пользователем kyputejib души чёрные как нескафэ Ссылка на комментарий
Andreimark46 Опубликовано 20 мая, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 20 мая, 2014 :facepalm: Клонировать чужой текст, это одно! Понять, как это работает... другое! Обьясни, что влияет на демпинг-фактор в усилках класса АВ?! Рано или поздно, количество, всегда переходит в качество!... Ссылка на комментарий
kyputejib Опубликовано 20 мая, 2014 Автор Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 20 мая, 2014 :facepalm: Клонировать чужой текст, это одно! Понять, как это работает... другое! Обьясни, что влияет на демпинг-фактор в усилках класса АВ?! Привести формулу, которая работает для всех классов усилков? Оффтоп инфу посчитал полезной и имеющей интересные моменты, тем более всё написано доступным языком души чёрные как нескафэ Ссылка на комментарий
Romeo78 Опубликовано 20 мая, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 20 мая, 2014 :facepalm: Клонировать чужой текст, это одно! Понять, как это работает... другое! Обьясни, что влияет на демпинг-фактор в усилках класса АВ?! А какая разница АВ или Д класс? Эдс возникает в любом случае,когда диффузор возвращается в исходное положение,и усилить должен поглатить это,без вреда себе. Разница лишь какое там возникает напряжение,у Дина с слабой магнитной системой,легким диффузором,с небольшим Хмах-будет и эдс небольшая,а у мощной головки с нео магнитной и тяжелым диффузором(чтоб выдержать тяжелые нагрузки)большим Хмах-не хилая такая ЭДС возникнет. Сразу представляю как опиздюливается усь когда играет автоматную очередь.... С первым дином ты ее услышь,а второй дин ее размажет,если демфер фактор усилителя будет маленький.. ИМХО:hi: Я хоть и не Шаман - но в Бубен настучать смогу :hi: Ссылка на комментарий
Andreimark46 Опубликовано 21 мая, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 21 мая, 2014 А какая разница АВ или Д класс? Эдс возникает в любом случае,когда диффузор возвращается в исходное положение,и усилить должен поглатить это,без вреда себе. Разница лишь какое там возникает напряжение......Сразу представляю как опиздюливается усь когда играет автоматную очередь.... С первым дином ты ее услышь,а второй дин ее размажет,если демфер фактор усилителя будет маленький.. ИМХО:hi: А как такое: "... При воздействии импульсных сигналов на звуковую катушку громкоговорителя появляется сила, стремящаяся изменить её состояние в магнитном поле. Возникшая противо - Э.Д.С. индукции, замыкаясь на выходное сопротивление усилительного каскада, создаёт ток противоположный выходному, что приводит к затягиванию фронтов сигнала... Однако, на импульсных сигналах, выходное сопротивление из-за задержки ООС носит колебательный характер, что вызывает бесконтрольное изменение синусоидальной формы и оказывает негативное влияние на звукоусиление... В следствии таких негативных воздействий, интермодуляционные искажения в транзисторных изделиях (с выходом по напряжению) возрастают, более чем в 10 раз, достигая 10 - 25%. В тоже время, в аппаратуре с выходом по току (повторитель) эти искажения примерно на порядок ниже 2 - 3%. В ламповых конструкциях искажения такого рода возрастают всего в 1.5 раза...." О стремлении к низкоомной нагрузке... Kd=R/r коэффициент демпфирования падает пропорционально уменьшению сопротивления динамика. Вроде так... Рано или поздно, количество, всегда переходит в качество!... Ссылка на комментарий
Гость Малыш Опубликовано 21 мая, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 21 мая, 2014 статья написана для владельцев моноблоков от кикс... судя по всему, говоря про стремный контроль, и не подозревая об этом, владельцы их неосознанно констатируют плохой ДФ этих усилов... Ссылка на комментарий
kyputejib Опубликовано 21 мая, 2014 Автор Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 21 мая, 2014 По сути дэмпфинг фактор и определяет тот самый "контроль", потому усилки с неипическим демпфинг фактором более музыкальны. Ради интереса сравнение в среднем весе: Kicx qs 1000: >100, oris ad-2000: >280. И это ощутимая разница на музыкальном материале. души чёрные как нескафэ Ссылка на комментарий
Ground Опубликовано 21 мая, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 21 мая, 2014 Ради интереса сравнение в среднем весе: Kicx qs 1000: >100, oris ad-2000: >280. И это ощутимая разница на музыкальном материале. Ссылка на комментарий
Ground Опубликовано 21 мая, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 21 мая, 2014 Блин, вам поговорить чтоли неочем кроме как о демпинг факторе? Надо учится строить правильное оформление а не блохоискательством заниматься, как напилишь так и заиграет. Не так давно была тема про выбор между скаром 2500 или тысячником и там подняли эту вонь про фактор, здесь похоже тоже нужно написать. http://www.bassclub.ru/forum/showpost.php?p=1186529&postcount=40 (из темы http://www.bassclub.ru/forum/showthread.php?t=77018) Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти