TAKO Опубликовано 17 апреля, 2014 Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2014 (изменено) Приветствую всех, кто хочет разобраться, как работает сабвуфер. Сейчас много всяких статей, в основном они или переведены с английского (зачастую, людьми не компетентными в конструкции сабвуферов) или написаны любителями. Я же предлагаю вам свою точку зрения, точку зрения инженера-практика, человека разработавшего целую линейку высокоэффективных, высоко мощных сабвуферов, своими руками собравшего более 200 сабвуферов. Более 100 из них, легендарные UFO. Лишь один сабвуфер сравним с UFO.4 в «мощности» мотора, во всём мире. В настоящее время, разработанные мною сабвуферы поступили в серийное производство под брендом Pride Car Audio. Так как же это работает? Начнём с главного. Самая главная часть сабвуфера это конечно мотор, и это именно та часть, которую я считаю одной из главных и уделяю ей много времени. Мотор включает в себя магнитную систему и катушку. На данный момент я сделал более 20 различных конструкций моторов в более чем 40 модификациях, отличающихся деталями, такими как зазоры, пассивные и активные концентраторы поля, короткозамкнутые витки (кольца Фарадея), различные материалы магнитов и многое другое. Но почему мы называем это мотором? По тому, что он толкает диффузор, который в свою очередь создаёт звуковую волну. Мотор, это и есть электрическая машина, как электродвигатель, только электрическую энергию он преобразует в возвратно-поступательное движение, а не в вращение. Именно здесь и кроется один из главных мифов, он гласит «КПД динамика меньше 1%, и 99+% выделяется в катушке в виде тепла. Это делает динамик близким утюгу». Но КПД электродвигателя переваливает за 70%, а у технологичных двигателей за 90%. Так почему КПД динамика так мал? По тому, что это акустический КПД, то есть меньше процента идёт в звук, а КПД мотора динамика вполне сравним с КПД электродвигателя. Сколько мощности идёт в тепло звуковой катушки, думаю рассчитать не трудно, процентов 20-40, и зависит это от эффективности преобразования энергии, от эффективности этого мотора. То есть, мотор динамика определяет его эффективность. Мы разобрались, что мотор нужен сабвуферу, чтобы толкать диффузор. Как и в автомобиле, в сабвуфере мотор задаёт его характеристики, чем мотор эффективнее и мощнее, тем характеристики выше. Различие в том, что в автомобиле нам не так важна эффективность, нас больше волнует мощность. В сабвуфере, эффективность важнее, ведь неэффективному сабвуферу нужен мощный усилитель, мощному усилителю мощное питание, а это дорого и порой очень тяжело . Просто отбросим нудные правила «На проводник, помещённый в магнитное поле…». Всё просто F=BLI* где F – сила действующая на катушку (которая приводит в движение диффузор) B – индукция в зазоре, действующая на проводник, L – длина проводника, I – ток, текущий через проводник. Мы видим, что просто увеличивая BL, мы можем создать большую силу при неизменном токе. Даём столько же, а получаем больше. Значит, эффективный мотор это мотор, который имеет много индукции в зазоре, в котором помещается провод большой длины, и большого сечения, чтобы пропустить много тока. Всё просто, нужно сделать большой магнит высокого качества, оптимизировать концентрацию магнитного поля в зазоре, за счёт конструкции магнитопровода и засунуть много толстого провода в зазор. Но большой магнит высокого качества дорого стоит. А в обычный зазор влезает или мало толстого провода или много тонкого, что, в конечном счёте, одно, и тоже в плане эффективности, так как много тонкого провода дадут высокое сопротивление, и не большой ток при заданной мощности. Если увеличим зазор, мы потеряем индукцию. Тут-то нам и нужны инженерные решения, которые позволяют максимально эффективно использовать магниты и создавать эффективные моторы. Продвинутым известно, что эффективность мотора определяется как (BL)^2/Re**, где Re сопротивление катушки постоянному току. Итак, рассмотрим 2 реальных мотора имеющих одинаковый внешний габарит магнита и катушку 2,5” с одинаковой высотой намотки, сопротивление 2+2. Первый имеет 12мм высоту зазора, при диаметре проволоки 0,65мм, мы получаем 74 витка в зазоре. Второй мотор (Pride LC) имеет зазор высотой 14мм, при диаметре проволоки 0,65мм, мы получаем 86 витков в зазоре. Средняя длина одного витка для катушки 2,5” 0,214м, намотка в 4 слоя. Значит, первый мотор имеет 15,8м провода в зазоре, LC 18,4м. Теперь измерим индукцию, мотор №1 = 0,65Тл, Pride LC = 0,8Тл. Итог расчётный BL^2/Re для первого 26,4***, для второго 54.2***. Так же мы можем сравнить расчетный BL так как катушки одинаковые по сопротивлению. Это 10,27*** для первого и 14,72*** для второго. Как мы видим разница 42% в пользу Pride LC. Это серьёзный плюс к эффективности мотора сабвуфера, он будет лучше преобразовывать электрическую энергию в движение диффузора, меньше выделять тепла на катушке и иметь более высокую чувствительность. Принимая во внимание, что магнитные системы имеют равный внешний диаметр магнита, мы можем установить, что вторая магнитная система более технологична, чем первая. При её разработке и изготовлении использованы более качественные и дорогие материалы, проделано больше работы по созданию магнитного поля и его концентрации в зазоре. * Проводник перпендикулярен магнитному полю. **Объективное сравнение может быть только при одинаковом линейном ходе. ***Фактические значения пропорционально выше в обоих случаях. Изменено 17 апреля, 2014 пользователем EddyFierce Respect is earned. Ссылка на комментарий
manul Опубликовано 17 апреля, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2014 Первый имеет 12мм высоту зазора, при диаметре проволоки 0,65мм, мы получаем 74 витка в зазоре. Второй мотор (Pride LC) имеет зазор высотой 14мм, при диаметре проволоки 0,65мм, мы получаем 86 витков в зазоре. А почему не 20мм?)) На сколько можно увеличивать высоту зазора, это ведь напрямую зависит от мощности магнита? Для быстрой связи - vk.com/by_manul Ссылка на комментарий
TAKO Опубликовано 17 апреля, 2014 Автор Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2014 А почему не 20мм?)) На сколько можно увеличивать высоту зазора, это ведь напрямую зависит от мощности магнита? Везде есть компромиссы, и оптимальные значения. Respect is earned. Ссылка на комментарий
Орчина Опубликовано 18 апреля, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2014 Андрей, схемы сабов с двумя моторами не имеют право на жизнь, дальше прототипов не пойдет? Что думаешь по этому поводу. Hdp4x3, sv200.1x3, hdc312x2 SKAR 2500.1 149дБ седан. Ссылка на комментарий
vast Опубликовано 18 апреля, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2014 Орчина, а почему не имеет? У смд как раз такие сабы Ссылка на комментарий
TAKO Опубликовано 18 апреля, 2014 Автор Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2014 У SMD один мотор просто двухконтурная магнитка. По поводу 2-х мотором я не вижу смысла так как даже на одном предел ещё далеко. А 2 мотора усложняют конструкцию и утяжеляют подвижку. Respect is earned. Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения