Четвертьволновик
Раздел: Теория автозвукаКак работает четвертьволновик (ЧВ)? Многие начинающие спл-щики и просто любители автозвука, достаточно часто задают у нас на форуме вопросы касаемые четвертьволновика и его принципов работы. Что хоть как-то прояснить ситуацию, выкладываю текст обсуждения принципов работы и настройки ЧВ с нашего форума.
Вопрос: Есть ящик, ЧВ, динамик 10″, сечение порта 300 см2. Давление на выходе порта 160+. Отодвигаешь датчик от порта — давление резко падает до 137. Динамик и порт находятся на одной поверхности. Почему так происходит??? Динамик и порт работают несинхронно?
Ответ: На выходе скорость максимальная, а с увеличением расстояния падает, соответственно ведет себя и громкость. Связи тут с настройкой вашего лабиринта нет никакой. ЧТобы проверить настройку снимите два графика, первый — зависимость хода диффузора от частоты, второй — зависимость давления от частоты, у вас должно получиться нечто похожее на графики на прикрепленной картинке. У ЧВ есть частота настройки и есть частота, на которой давление максимально, она смещены друг относительно друга, не буду утверждать точно, но порядок этой разницы, в зависимости от конструкции лабиринта от 2-3 до 10Гц, наврядли больше.
На этом промежутке между частотой настройки и максимумом отдачи зависимость давления от хода пропорциональное, так же, как и у ФИ, только пожалуй более заметна.
В случае с ТЛ совершенно очевидно, что давление получится только при значительной амплитуде колебаний, поэтому в любом случае для достижения максимального результата динамик должен болтаться если не наполную катушку то близко к этому. Из своих наблюдений пока ч могу сделать вывод, что настраивать ТЛ надо так, чтобы на нужной частоте (которая определится достаточно точно измерениями в салоне) имеющийся усилитль использовал весь ход динамика. (разумеется эта частота должна быть в пределе рабочего диапазона) то есть если в собраной системе динамик выбирает свой ход, а у усилителя еще остается резерв мощьности, тто возможно есть смысл приподнять частоту настройки, подвинув ее ближе к частоте, на которой производится замер. Но принимая во внимания то, что максимум на АЧХ салона то же имеет ширину в несколько герц, и при этом еще и может смещаться в зависимости от многих факторов, в том числе от уровня звукового давления, то вся эта фигня, о которой я говорил выше, по сути не имеет прикладного значения важно только настроить ТЛ так, чтобы давить на частоте на 2-3 Гц герц выше частоты настройки, то есть для предварительных расчетов длины лабиринта использовать не частоту максимума салона а чуть ниже, тогда грубо говоря мы получим линейный участок АЧХ шириной в эти самые несколько Гц и будем иметь какой ни какой выбор частоты, что позволит более эффективно использовать наши усилители… Вобщем какие то такие мысли вокруг ТЛ у меня…
А на выходе порта, или же возле динамика всегда будет громче чем в дали от источника звука, а если вы измерите давление у порта и у динамика то увидите, что «динамик почти не давит» хотя амплитуда колебаний практически одинаковая на обоих концах лабиринта, разница лишь в коэффициенте направленности. Если к примеру перед динамиком в ЗЯ плотно приткнуть трубу, то на расстоянии к примеру полметра от среза этой труба громкость всегда будет выше, чем на расстоянии метр от динамика, причем не зависимо от длины трубы (начиная с определенной длины, которая будет даже меньше, чем диаметр самого динамика.В случае с ТЛ правильная настройка еще не конец работы, нужно еще свести волну от двух концов в единый поток, то есть придать направленность единую двум «кускам» волны, сдвинутым на 90 градусов по фазе, чтобы они сложились в одну волну побольше ростом и в таком вот виде пролетели через салон. А сделать это можно размещением саба в машине и конструкцией самого ящика.
Ответ на вопрос дал DENLaDEN
С полной версией обсуждения можно ознакомиться
на нашем форуме по автозвуку »