Shadow Опубликовано 31 июля, 2014 Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 31 июля, 2014 (изменено) Поступает достаточно большое количество вопросов и есть повод написать небольшую статью... Ход - это величина, которая характеризует смещение диффузора. Большой ход - это действительно хорошо, но только в том случае, когда конструкция динамика позволяет добиваться достаточного ускорения. В современном мире большой ход - это скорее маркетинг, чем реальное преимущество динамика, тк ускорением в большинстве случаев реально жертвуют - ход хоть и велик, но реального увеличения громкости не происходит, а динамик тупо жрет мощность и греется. Что имеем сегодня. Эффективный ход в районе 4-10мм в обе стороны - если динамик сделан с умом и подвижка достаточно легкая, то можно сказать, что он замечательно отработает в доступных системах и на минимальной мощности. 8-15мм - это современная норма на множестве сабов при достаточно не малой мощности. Даже со слабым мотором бас не должен разочаровать, а с хорошим мотором очень даже порадует. 15-30мм - очень впечатляющий показатель, достижимый с высокотехнологичной, легкой подвижкой и достаточно сильным мотором. Со слабым мотором при таком ходе от баса останется только гудеж. И более того, с таким ходом динамик значительно уступает на низкой мощности, тк мотор - это не просто постоянный магнит, а взаимодействующий постоянный и переменный магниты. Сила переменного магнита(катушки), как известно, от подводимой мощности зависима напрямую. 30-70мм - оправдан только в серьезных динамиках соревновательного уровня при кратковременных замерах на очень высокой мощности. 70+мм - может где-то такие и есть, но не знаю настолько легких подвижек и настолько сильных моторов, чтобы эта величина хода могла быть оправданной сегодня. На практике такой динамик отработает удовлетворительно только в диапазоне до 30гц, да и то громкость не будет впечатляющей. На замер сгодится только при сумасшедшей мощности в районе 10+++кВт. Но все это - сегодня. Технологии развиваются, а значит завтра может быть уже не актуально. Однако, в нашем мире прорывы случаются очень редко и "вдруг" ничего не меняется... Что нам будет полезно знать для себя? 1. Максимально-эффективный линейный ход - 100% катушки в зазоре. 2. Эффективный линейный ход - 70% катушки в зазоре. (О нем написано выше) 3. Предел линейного хода (от пика до пика) - 50% катушки в зазоре. 4. Механический запас хода - столько, насколько подвижка вообще способна растягиваться. Что обычно указывают производители? По хорошему, производители указывают измеренные величины, которые несколько отличаются от расчетных. По плохому как обычно - врут и указывают больше, чем есть на самом деле. Но именно безграмотность вынуждает врать, тк на практике важен не маленький или большой ход, а баланс. Каким будет баланс, таким будет и поведение динамика в реальности. 1. "Линейный ход от пика до пика" - в нашем случае это величина, близкая к варианту №3. 2. Механический запас хода подвижки - вариант №4, но его указывают не все, хотя по нему можно очень хорошо судить о надежности конструкции. Что делать с этими знаниями? 1. Это нормальный ход для повседнева на номинальной мощности. Система охлаждения отлично работает, а эффективность максимальная. Отличная величина хода для номинальной мощности сабвуфера. 2. Такой ход подходит как для повседнева, так и для краткосрочного замера. Повседневные системы хорошо строить с ориентиром на этот вариант. 3. Предельный линейный ход. Еще буквально чуть-чуть и подвижку перестанет что-либо держать... 4. Подвижка ничем не контролируется вообще, интересны чисто механические возможности до момента разрушения. Как в первом приближении прикинуть реальную величину хода? Реальная величина хода не рассчитывается, а измеряется. Но для себя можно посчитать достаточно точно, для этого нужно знать высоту намотки и высоту зазора. Реальный ход будет где-то близко к полученному значению. 1. X = [высота намотки] - [высота зазора] 2. X = [высота намотки] - [высота зазора]*0,7 3. X = [высота намотки] - [высота зазора]*0,5 4. Определяется высотой зазора и параметрами подвижки. Примеры реальных расчетов. DD Z4 - пусть выступает в качестве образца. Высота зазора 45мм, максимальная высота намотки используемой катушки 75мм. 1. Х = 30мм 2. Х = 43,5мм 3. Х = 52,5мм 4. Х = запас до 80мм. Минимальная высота намотки используемой катушки - 50мм. Не сложно догадаться, в каких случаях какую катушку следует использовать, но это выбор пользователя. SQ400 - просто отличный динамик, который многие знаете. Высота зазора 20мм, высота намотки 50мм. 1. Х = 30мм 2. Х = 36мм 3. Х = 40мм 4. Х = не заявлено, но на практике думаю порядка 50-60мм. DD9500 Заявка со стандартной катушкой: 30mm @50% BL Заявка механического запаса хода: 80мм Кажется, что эффективного хода мало, но ускорение огромное и динамик работает просто великолепно. Очень красиво и точно, на своей номинальной мощности эффективность потрясающая. А если мощности больше, то опционально есть катушки с высотой намотки до 70мм. При зазоре 22мм прикиньте ход сами. Зависимость хода от корпуса типа ЗЯ. Если не учитывать все прочее, то все просто - чем больше хода, тем ниже и громче. А чем больше объема, тем меньше сдерживающие ход силы. Зависимость хода от корпуса типа ФИ. Тут важно понимать всего несколько вещей. 1. Больше площади, больше объема, больше длины = больше нагрузки на диффузор и меньше ход. Сбалансированный динамик отлично отрабатывает в правильном корпусе в любом желаемом диапазоне на своей моще. Не сбалансированный работает или тихо или только в узком диапазоне, гудежа и прочих "прелестей" избежать крайне сложно на любой мощности и с любым усилителем. 2. Порт - это второй диффузор. И эффективность ящика не зависит прямо от величины хода, а зависит от того, насколько эффективно работает порт. Соответственно, эффективность работы порта зависит от эффективности работы динамика, а последняя зависима далеко не только от хода, еще и от площади и ускорения, которое дифф получает от мотора. 3. Соответственно, диапазон воспроизводимых частот так же зависим от того, как настроен и работает порт. 4. В любой корпус ФИ можно пихать любой динамик, настройка порта не изменяется, а значит порт будет работать так или иначе. Но изменяется эффективность работы, и ход в том числе. В равных условиях один динамик будет перегружен, будет греться и возникнет риск сломать диффузор, другой динамик будет болтаться с оторванной шайбой, третий будет оптимально работать на своем эффективном ходе безо всяких проблем. Во всем важен баланс. Зависимость хода от корпуса типа ЧВ. Тут все еще проще, чем в ЗЯ. Правильный ЧВ - это волновод, в идеале он вообще не создает нагрузку на диффузор. Ход контролируется только усилителем. Поэтому, чем больше мощности, тем выше риск. Зависимость хода от усилителя. 80% - только вдумайтесь в это впечатляющее значение. Контролируемый ход на 80% зависим от возможностей усилителя. Не надо быть гением, чтобы понимать значение этого влияния. Но кое-что стоит иметь ввиду, ведь есть не только плохие и хорошие усилители. 1. Любой усилитель можно сделать плохим, если использовать его не правильно. 2. Плохой усилитель хорошим не станет ни при каких условиях. Проблемы. На практике ход конечно виден глазом, его можно определить, прикинуть, измерить... Но существует основная и наиболее часто встречающаяся проблема - далеко не во всех случаях ход одинаков в обе стороны. Порой кажется, что хода всего около пары см и вроде все должно быть в порядке, но на деле бывали случаи, когда все эти 2см были только в одну сторону от исходного положения. Таким образом, хода было мало, а катушка уже покидает зазор и ничем не контролируется - динамику приходил конец. Это зависит от многих факторов и у меня нет для вас простого решения. Однако, в нормальных условиях, в надлежащем оформлении и без явных внешних перегрузок механический запас хода исключает какие-либо проблемы. А для экстремальщиков это повод серьезно задуматься над конструкцией и расположением. Еще один важный момент. У неразмятого динамика запас механического хода бывает меньше, чем предел линейного хода. Именно поэтому, ни в коем случае нельзя выводить саб в первые дни на предельные режимы работы - следствием этого может быть мгновенная поломка безо всякого превышения заявленного предела хода. Резюме. Ход - это объективная величина, и если заявка честная, а нужные технические подробности известны, то по ней достаточно многое можно предположить о динамике. Путаница с терминологией. Не правильно: динамик с ходом 10мм - короткоходный, динамик с ходом 50мм - длинноходный. Правильно: динамик, у которого высота намотки больше, чем высота зазора - длинноходный, высота зазора > высоты намотки = короткоходный. ps. Для тех, кому важно разобраться, вопрос для рассуждений: почему сегодня не делают сабов с 2" катушками и ходом в 50-70мм? Изменено 31 июля, 2014 пользователем Shadow DDAudio, SoundQubed, NTA Ссылка на комментарий
Darel Опубликовано 31 июля, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 31 июля, 2014 больше объема' date=' больше длины = больше нагрузки на диффузор и меньше ход[/quote'] Всегда думал, больше объема - больше ход:scratch_one-s_head: Ссылка на комментарий
Shadow Опубликовано 31 июля, 2014 Автор Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 31 июля, 2014 (изменено) Всегда думал' date=' больше объема - больше ход[/quote'] 1. Засунь 12" в ящик от 18" и гляди что с ней делается там, где порт держит. 2. В стенах все достаточно наглядно, на хорошей моще там бы все вылетало, но все наоборот... 3. Не следует рассматривать 200литров с портом 50кв.см. в качестве примера. Не совсем понятно, в какой момент ФИ превращается в ЗЯ с дыркой... А дырявый ЗЯ - это все равно ЗЯ, работающий по свойственным для него принципам. 4. Не понятно, когда ФИ превращается в очень высоко настроенный ЧВ - с этим многие SPL-щики не раз сталкивались в совсем маленьких объемах с большими портами... Изменено 31 июля, 2014 пользователем Shadow DDAudio, SoundQubed, NTA Ссылка на комментарий
DDMoscow Опубликовано 31 июля, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 31 июля, 2014 Всегда думал' date=' больше объема - больше ход[/quote'] тоже так думал еще пару недель назад)) В ФИ, видимо, не так... DDAudio Ссылка на комментарий
evgenii084 Опубликовано 31 июля, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 31 июля, 2014 Всегда думал, больше объема - больше ход:scratch_one-s_head: Я так думаю вы не совсем правильно поняли,не надо забывать про площадь порта! Если порт 150кв для 12 то при увиличении обьёма и сохранении площади порта ход будет увеличиваться. Если не прав поправьте. Ссылка на комментарий
Shadow Опубликовано 31 июля, 2014 Автор Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 31 июля, 2014 Если не прав поправьте. Есть разница между увеличением объема и изменением настройки. Если замеряешь ход на одной частоте, потом увеличиваешь, то чтобы сравнить, нужно измерять ход на частоте ниже и при той же мощности. Не выйдет изменить только объем и сохранить ту же настройку одновременно. DDAudio, SoundQubed, NTA Ссылка на комментарий
evgenii084 Опубликовано 31 июля, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 31 июля, 2014 если увеличиваем обьём с сохранением настройки и площади порта -ход увеличится??? Ссылка на комментарий
Stevens Опубликовано 31 июля, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 31 июля, 2014 А как так сделать то? Если ты объем будешь увеличивать, а квадратуру сохранять, то настройку на одном месте не удержишь при всем желании, она вниз пойдет... Тут редко, по всем вопросам пишите в ВК id - S7evens. Ссылка на комментарий
evgenii084 Опубликовано 31 июля, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 31 июля, 2014 Имеем два короба, и один и тот же динамик пусть будет 12шка 1.50л 150кв и настройкой 30гц 2. 70л 150кв и настройкой 30гц Во втором варианте ход динамика будет больше??? п. с. длинна порта соответственно будет разная. Ссылка на комментарий
Stevens Опубликовано 31 июля, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 31 июля, 2014 Немного не так тебя понял. Но всё равно, как ты вычислишь влияние объёма на ход? Ведь во втором варианте ты разгрузишь дин меньшей длиной порта... Тут редко, по всем вопросам пишите в ВК id - S7evens. Ссылка на комментарий
Shadow Опубликовано 31 июля, 2014 Автор Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 31 июля, 2014 (изменено) Имеем два короба, и один и тот же динамик пусть будет 12шка 1.50л 150кв и настройкой 30гц 2. 70л 150кв и настройкой 30гц Во втором варианте ход динамика будет больше??? п. с. длинна порта соответственно будет разная. Ты 2 действия делаешь, не равнозначных. Одним действием нагрузку увеличиваешь, вторым уменьшаешь, но меняется ведь не только нагрузка на диф. При равной моще разница в ходе будет минимальная - и это важно, тк во втором варианте при равной громкости мощи полетит существенно больше из-за меньшего роста импеданса. Такой же пример, только с изменением объема\площади даст совершенно другой результат. ps. В статье я не учитывал и не рассматривал полную картину влияния изменений параметров ящика на результат. Только то, что прямо касается вопроса. Изменено 31 июля, 2014 пользователем Shadow DDAudio, SoundQubed, NTA Ссылка на комментарий
andrey85 Опубликовано 31 июля, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 31 июля, 2014 :wacko3: пошел :peel: по мануалу:bye2: Интересная тема, Вадиму- :good:, спасибо за такие темы на форуме, всегда интересно и доступно:i_am_so_happy: Ссылка на комментарий
Shadow Опубликовано 31 июля, 2014 Автор Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 31 июля, 2014 Тут напомнили один очень важный момент из категории "проблемы", добавил... У неразмятого динамика запас механического хода бывает меньше' date=' чем предел линейного хода. Именно поэтому, ни в коем случае нельзя выводить саб в первые дни на предельные режимы работы - следствием этого может быть мгновенная поломка безо всякого превышения заявленного предела хода.[/quote'] DDAudio, SoundQubed, NTA Ссылка на комментарий
halera Опубликовано 31 июля, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 31 июля, 2014 1. Засунь 12" в ящик от 18" и гляди что с ней делается там' date=' где порт держит.[/quote'] кстати всегда было интересно, что будет? почему то кажется что будет гудежка Team Pride Нижний Новгород 160,6 db @ 40hz Ссылка на комментарий
basshead Опубликовано 31 июля, 2014 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 31 июля, 2014 кстати всегда было интересно, что будет? почему то кажется что будет гудежка Парни,давайте раз и навсегда договоримся,что такие явления типа "туризм" и "миграция"-это разные вещи.Нелишне будет вспомнить,что воздух,который есть в ящике с точки зрения линейности,как пружина,не имеет себе равных.Сам по себе динамик-это просто "водитель",как и переводится с буржуйского. Гудёжка может возникать и от усилителей,в данный момент речь не об этом. В том же самом до ужаса примитивном спикершопе можно посмотреть график групповой задержки,а с помощью хотя бы википедии узнать,что на самом низу трудноразличимые будут задержки в 10 миллисекунд на любой частоте(особо привередливые могут не замечать и 30).Здесь уже особое внимание следует уделить фазовым характеристикам,которые этой же прогой могут быть и посчитаны.Любые параметры следует оценивать именно в совокупности,а никак не отдельно:hi: Теперь про ход,про который речь и ведётся-ухо не в состоянии на самом низу услышать разницу в нелинейных искажениях и в 10%,этим все и пользуются.Соответственно,завления изготовителей могут быть попросту абсолютно любыми-вы же это не услышите и никак измерить не сможете....По крайней мере доступными средствами измерений.Стало быть,можно вешать по 2 пачки доширака на уши в расчёте,что именно ходом и определяются основные качества сабвуфера Техподдержка по сабам и усилителям DD Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения