Перейти к содержанию
Форум БасКлуб

Измерение температуры аудиосистемы.


Рекомендуемые сообщения

Всем привет!

Не смотря, на летнюю жару, речь пойдет не о прогнозе погоды, а о температуре нашей автозвуковой аппаратуры. :D

Если говорить более конкретно то о температуре сабов и сабвуферных усей ибо для них это весьма актуально.

Идея взбрела в голову вполне случайно и, к моему удивлению, я обнаружил, что мало кто копал в этом направлении.

Поделиться с вами этими идеями решил потому, что идеи вообще не требуют особых затрат, навыков и опыта. Достаточно лишь было перед публикацией провести серию опытов, один из которых оказался краш-тестом! :D Но, обо всем по порядку.

Суть затеи, организовать мониторинг температуры усилителей и (или) сабвуфера с целью опытным путем определить безопасные границы громкости для стабильной долгой и благополучной работы железа.

Вариантов я насочинял и нарыл несколько. У каждого есть плюсы, минусы и вам выбирать к какому варианту прибегнуть и нужно ли вам это вообще.

Мониторить температуру железа можно следующими средствами:

1) Мультиметр с термодатчиком.

 

e0608f6s-960.jpg

 

Стоит очень и очень не дорого. Такие мультики комплектуются малогабаритным, достаточно чувствительным термодатчиком, который можно закрепить на копусе усилителя или внутри керна сабвуфера. Потом нарастить выводы и установить мультик в пределах видимости. Далее можно либо приколхозить реле для запуска мультика с магнитолой, либо включать вручную, когда необходимо длительно прокачивать музыку.

2) Китайский термометр с али.

 

80608f6s-960.jpg

 

Точно та же телега как вариант 1, но более удобен в установке и подключении. (прямо к рем проводу ГУ). Как показали эксперименты, увеличения длины провода к датчику до 5 метра сечением 0.75 значительно не влияет на точность показаний.

3) Усложнение 1го варианта. Китайское термореле с али.

 

40608f6s-960.jpg

 

Тут уже интереснее. Если, к примеру вклеить в керн саба датчик и экспериментальным путем определить показания, при которых саб начинает пахнуть, то останется настроить реле и пропустить через него рем провод сабового уся. В итоге, вы получите активную защиту саба по перегреву. Как только саб перегреется, реле вырубит усь и запустит как только саб подостынет.

По моему идеальный вариант для каждого новичка на спл поприще! )

4). Только для сабов. Сложный.

 

60108f6s-960.jpg

 

Если вы уже упороли саб и он нуждается в ремонте, то, почему бы не договориться с мастером о дополнительной замороке.

Прикупить ему датчик температуры и попросить его вклеить датчик на каркас катушки под колпак. Выводы датчика вшить как подводящие в шайбу и сделать доп. разъем.

Данный вариант даст вам самые точные показания и минимальную инерцию. Но, поскольку температуры каркаса куда выше температуры керна, придется разориться на серьезный и дорогой термометр с большим диапазоном показаний.

Отличный вариант для спортсменов. Данная реализация в совокупности шустрым датчиком и реле позволит не опасаться завалить саб. Даже на замере.

5) Только для усей. Самый шикарный вариант.

У многих звуколюбов, в автомобильных приборках «пылится» одна функция, которую можно «прикрутить» для пользы дела. Разумеется речь о температуре окружающего воздуха. ))

 

6608f6s-960.jpg

 

Датчик температуры воздуха, как правило, располагается под капотом, за передним бампером (но, не всегда).

 

18608f6s-960.jpg

 

Достаточно просто вытащить его, нарастить провода и прокинуть их в багажник вместе с силой. Датчик закрепить через термопасту на корпусе усилителя (к примеру соорудив из жести кронштейн-зажим и затянуть на один из болтов крышки уся) и все! Приборка теперь будет отображать не какую то там температуру воздуха, обдува карлсона и прочих подкапотных нагревателей, а полезную и нужную температуру уся! ))).

Эстеты и буйные чуваки, вроде меня, могут и вовсе заморочиться, установив реле, работающие от рем провода магнитолы. К реле подключить штатный датчик и второй датчик, установленный на усе. Реле по запуску системы, заставит приборку отображать температуру усей, а при выключенной системе, вы сможете заценивать чо там за бортом)). Таким образом не только сохранив, но и дополнив штатный функционал ))

Измерять температуру сабвуфера таким макаром не выйдет. Инерция измерений температуры слишком велика и саб успеет 10 раз сгореть, пока приборка опоросится до текущих показаний. Зато для усей это отличный вариант. Оперируя показаниями и ручкой громкости, можно валить музло бесконечно, не уваливая уси в перегрев от жары и мощности.

Вот такие варианты. Изобретать ли такую городуху вам или нет, решать вам. Я могу лишь рекомендовать все же заморочиться над этим, если вы новичок в автозвуке, либо если находитесь в процессе настройки новой системы.

Теперь пару слов о практике и краш тестах))).

Значит, идея с мультиком вполне себя оправдала как при работе в керне саба, так и в работе с усями. Из минусов, приколхозить эстетично мультик весьма проблематично.

Идеи с китайскими железками, также, весьма работоспособны. В термореле не понравилось, что дисплей установлен на плате. Разместить его с удобством индикации и управления, также, весьма проблематично. Кстати термометр, можно прикупить с таким же дисплеем, как у вольтметра и заинсталлив их рядом, получить шикарное дизайнерское решение. )))

Еще момент, касающийся китайских термометров. Если планируется измерять температуру керна саба, то обязательно нужно выбрать двухпроводный датчик. Для эксперимента я приобрел трехпроводной с активным датчиком (как мне пояснил дядюшка Ляо на корявом английском). 2 дня я убил на подиум вольтметра, установил все, прокинул провода, вклеил датчик в керн саба и… датчик сгорел нафиг сразу как только я качнул негров, словив лютую наводку от магнитного поля катушки саба. :D Индикатор сильно затошнило. В течение 5-7 секунд он сперва показал +100 потом -27, потом 0.0 а потом и вовсе потух и начал греться))) обозначив провал эксперимента.

Как пояснили спецы, нельзя такие приблуды погружать в динамичное магнитное поле.

В общем, обратите на этот нюанс особое внимание, чтоб не сесть в лужу, как я с этим краш тестом :D Двухпроводные датчики свободны от таких проблем, поскольку в их основе лежит терморезистор.

Минусом идеи с бортовым термометром, можно назвать лишь большую инерцию. Быстро измерить там не получится. Кроме того, при переключении с датчика на датчик, пересчет и обновление данных приборкой, может занять некоторое время. Проблема не большая, но учесть нужно. Для работы с усилителями вполне годится. Измерять сабы не вариант.

Ну и отдельно стоит упомянуть сабы в ЗЯ. Поскольку данное оформление подразумевает замкнутое воздушное пространство небольшого объема, сабвуфер разогревает его весьма ощутимо и быстро, а остывает оно уже весьма неохотно. По этому даже шустрый датчик в керне будет весьма инертен. Для ЗЯ годится разве что способ с датчиком на каркасе. Там теплообмен и разница температур будут достаточны для объективных показаний.

Вот такая вот тема. Возможно, кому-то окажется полезной и интересной. Лично я остановился на идее с приборкой. На данный момент система работает в тестовом режиме, на выходных, будет внедрена на постоянку.

Как-то так)

 

Всем удачи и холодных сабов :hi:

SOUND FOCUS

Ссылка на комментарий

Дима Оборин уже в течение года ставит термодатчики на катушку

m4a*2

Pride T15v3*4

Гроб 157+

Стена 159+

Ссылка на комментарий
Дима Оборин уже в течение года ставит термодатчики на катушку

 

По моим данным, даже больше года. Не понимаю, почемиу данный маневр не пользуется популярностью.

SOUND FOCUS

Ссылка на комментарий

Можно вопрос? Не смущает, что Ж.К.И индикаторам в "мультеметре", в китайских девайсах будет "не комфортно" от жары в авто? Ж.К.И чернеют от воздействия высоких температур... Это не придирки, так, для информации.

Изменено пользователем maxsimuskg
Ссылка на комментарий
Можно вопрос? Не смущает, что Ж.К.И индикаторам в "мультеметре", в китайских девайсах будет "не комфортно" от жары в авто? Ж.К.И чернеют от воздействия высоких температур... Это не придирки, так, для информации.

 

Фото сугубо для примера. Там есть куча вариаций с различными экранами. На любой вкус и цвет)

 

2305.jpg

 

2c8019cs-960.jpg

 

12V-24V-font-b-Car-b-font-Auto-Digital-Led-Electronic-Time-font-b-Clock-b.jpg

 

Digital-font-b-Thermometer-b-font-font-b-Temperature-b-font-Meter-Celsius-Frehrenheit-LCD-DC.jpg

 

и т.д. и т.п. :hi:

SOUND FOCUS

Ссылка на комментарий
Такие можно юзать в авто. Я писал про те ,что у тебя в первом посту указаны.

 

Ты вообще читаешь, что я пишу? Или только картинки смотришь? :biggrin:

SOUND FOCUS

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...