Рубрику Автозвук своими Руками продолжает наш постоянный посетитель Ситников Денис, рассказом о своем масштабном автозвуковом проекте в автомобиле Nissan Pathfinder. Что такое Иерихонские Трубы, спросите Вы? Это выражение связано с библейским мифом об осаде города Иерихон, обнесенного некогда очень прочными стенами. Шесть дней осаждавшие его воины трубили в громогласные трубы, обходя город. На седьмой день стены не выдержали и рухнули. В настоящее время выражение «иерихонская труба» применяется при описании чрезвычайно громких звуков.
Нет-нет, не подумайте ничего плохого, никаких разрушений у нас не будет, мы обеими руками за технику безопасности. А она для этой машины должна соблюдаться неукоснительно, сабвуферы в ней – ну чисто иерехонские трубы, сидя в салоне, на полную катушку их точно не включишь. Но, собственно, зачем такие сабы вообще нужны? Да, собственно, затем, что этот Nissan Pathfinder готовился не для поездок на дачу с тещей на заднем сиденье и ящиками с помидорной рассадой в багажнике, а исключительно для суровых автозвуковых SPL соревнований. А эта аббревиатура расшифровывается не иначе, как Sound Pressure Level, то бишь, соревнования по звуковому давлению. Хотя, если уж быть справедливым, то тещино то место осталось нетронутым, а вот рассаду, будь она неладна, после всех переделок теперь уж точно некуда поставить.
Скачки на двух конях
Вообще-то, у Дениса это уже не первая «боевая» машина. В свое время он активно участвовал в любительских ралли, потом переключился на соревнования по автозвуку и тюнингу, и всякий раз носителем для его техноэкспериментов был старый добрый ВАЗ-2105. Собственно, задача Pathfinder`a в те времена была самая что ни на есть утилитарная – работать автовозом и таскать «пятерку» на прицепе по разным региональным этапам того или иного чемпионата.
Но, выжав, пожалуй, максимум возможного из «пятерки» (хотя, максимум – это мягко сказано, в ней заводским остался разве что только кузов, да и тот серьезно переварен, не говоря уж о компрессорном движке и аудиосистеме, «выдувавшей» громкость за 157 дБ), Денис переключился на Pathfinder. Заметив однажды, что багажником этого внедорожника ему приходится пользоваться нечасто, он взял и… засунул в него огромный саб о двух динамиках. А что, одна громкая машина хорошо, а две то лучше! Короб, как водится, изготовил самостоятельно, благо, опыт был уже накоплен, и с таким басовым агрегатом отправился колесить по этапам чемпионатов 2010 года. Вернее, даже с двумя – один сабвуфер в Pathfinder`е, который, как и прежде, использовался в качестве извозной силы, а второй – все в той же «пятерке», которая неотступно следовала за Nissan`ом на прицепе. Кому интересно, перечень побед привожу отдельным списком. Правда, это только Nissan`овские, для полного списка наград, завоеванных еще и второй машиной, главред места не дал – имей же, говорит, совесть, журнал то не резиновый. Да и, собственно, не о ней сейчас речь. А перечень этот получился очень даже немалый, ведь практически со всех соревнований Денис уезжал с призовыми кубками как раз ровно по количеству выставленных им на участие машин. А то и больше, если правила соревнований допускали участие одновременно в нескольких классах. В итоге за сезон – 34 заслуженных боевых награды и 16 000 км пробега, из которых 10 000 – с «хвостом» в виде прицепа с «пятеркой». Впрочем, ближе к осени Денис все же решил сконцентрироваться на Pathfinder`е, и именно его начал готовить к финалу Чемпионата Европы ЕММА в Роттердаме. Как оказалось, не зря.
Награды
05.06.10 – Москва, IASCA, технический этап, класс Stok 3, 2 место
05.06.10 – Москва, Арена-Драйв, класс СПЛ пляж экстрим, 1 место
19.06.10 – Тверь, ЕММА, класс ESPL новичок 4 сабвуфера, 2 место
03.07.10 – Ростов-на-Дону, СМТ, класс СПЛ пляж3, 1 место
03.07.10 – Ростов-на-Дону, СМТ, класс СПЛ синус экстрим, 2 место
07.08.10 – Волгоград ЕММА, класс ESPL новичок 4 саба, 2 место
21.08.10 – Санкт-Петербург, СМТ, класс СПЛ пляж 3, 1 место
21.08.10 – Санкт-Петербург, СМТ, класс СПЛ синус 3, 2 место
29.08.10 – Курск, ЕММА, финал, класс ESPL новичок 4 сабвуфера, вице-чемпион России
02.10.10 – Киев, ЕММА, финал Украины, класс ESPL Experienced Plus Unlimited, победитель финала
03.10.10 – Киев, SQ Challenge, класс SPL Extreme, чемпион Украины
04.10.10 – Роттердам, ЕММА, Еврофинал, класс ESPL Experienced Plus Unlimited, вице-чемпион Европы
23.10.10 – Москва, СМТ, финал, класс СПЛ синус экстрим, чемпион сезона
23.10.10 – Москва, СМТ, финал, класс СПЛ пляж экстрим, чемпион сезона
Трубы …
Буквально за месяц до поездки закипела работа по созданию нового сабвуфера. Кстати, с ним машина потяжелела и просела так, что пришлось заказывать пружины на заднюю подвеску «+200 кг, +5 см». Оно и понятно, на изготовление корпуса ушло ни много, ни мало, а 6 листов 25-мм фанеры, с десяток килограмм саморезов и прочего крепежа, 5 литров полиэфирки, больше полусотни метров разнокалиберного провода и куча всякой другой мелочевки. Ну и как вспомогательный расходный материал – 40 пакетиков чая, непременный атрибут уважающего себя инсталлятора, дающий возможность иногда оторваться от работы, постоять над своим детищем с чашкой в руке, окинуть взглядом сделанное, чтобы потом все разобрать к чертовой матери и переделать заново.
Поскольку речь о качестве баса особо не шла, а нужна была максимальная отдача на низких частотах, с расчетами короба Денис долго не парился, а просто попытался сделать его максимально возможного объема. В итоге удалось набрать около 300 литров. Для того, чтобы втиснуть корпус в багажник, приходилось снимать задние сиденья и «заносить» его через дверные проемы. Оказалось, что они у Pathfinder`а больше, чем проем самого багажника. В качестве портов фазоинверторов использовались 160-мм пластиковые трубы. Для того, чтобы при работе саба на их концах не было завихрений воздуха (а завихрения – это неизбежные потери звукового давления), концы пришлось скруглить с помощью строительного фена (отличается от фена жены тем, что от него можно прикуривать) на специально изготовленной под это дело оправке. Настройка портов получилась на 42 Гц.
С таким сабом на восьми 12-дюймовых динамиках Sundown и двумя усилителями Digital Design Z2-HV мощностью по 10 кВт каждый Денис и отправился в Роттердам. На решающем замере он показал результат 150,9 дБ, и это не на каком-нибудь синусоидальном сигнале как,скажем, в правилах DB Drag, а на музыкальном треке с диска ESPL! Для тех, кто не в теме – нехилый такой результат. Всего 0,3 балла (и это при общей то трехзначной сумме баллов!) отделили его от чемпионского титула, который в этот раз достался голландцу. «Неплохо, но может быть и лучше» — решил Денис и дав себе отдых ровно до новогодних праздников, взялся за радикальную переделку сабвуфера, чтобы в новом сезоне повысить результат.
И не трубы
Первым делом, круглые порты фазоинверторов (те самые трубы) были упразднены, поскольку воздух внутри корпуса с ними неизбежно завихрялся прежде, чем выйти наружу, а значит и отдача с такими портами была не максимальной. Задняя стенка была переделана, и теперь место круглых труб занял щелевой порт, который смотрит своим выхлопом вверх. Между прочим, задняя часть корпуса выполнена сменной, то есть, порт можно снять, не вынимая из машины сам тяжеленный корпус. Пригодится, если вдруг захочется сделать порт, настроенный на другую частоту. Внизу получившейся конструкции теперь имеется закругление, так что воздух в самом корпусе, сжимаемый и разжимаемый динамиками, не завихряется, пытаясь выплюнуться через трубы наружу, а чинно и благородно входит и выходит через щелевой порт, сечение которого к тому же подросло до 1100 кв. см против 900 в старой версии. Усилен и сам корпус. Теперь стенки стянуты внутри безумным количеством стальных 18-мм шпилек, которые сделали его крепче каменных стен (стены то, судя по легенде, все же рассыпались от громкого звука, а вот саб Дениса рассыплется вряд ли). Что же это в итоге дало? А в итоге предварительные замеры показали прибавку, при прочих равных, примерно на 1,5 дБ по сравнению с предыдущей версией системы.
Много это или мало? А вспомните-ка о разнице в 0,3 балла с чемпионским результатом, и все сразу станет ясно – когда речь заходит о таких экстремальных уровнях звукового давления, битва идет буквально за каждую десятую долю дБ, а тут сразу 1,5… А если учесть, что в новой системе подрастет и энергетический потенциал (емкость аккумуляторов в новом сезоне увеличится до 905 Ач против 575 Ач), то можно, пожалуй, ожидать прибавку уже порядка 2 дБ. Впрочем, мы уже забегаем вперед, а этого делать, наверное, все же не стоит, сезон покажет. Так что поплюем три раза через левое, постучим по дереву и… будем ждать новых результатов. Благо, соревновательный автозвуковой сезон уже вот-вот наступит.
Итог
Чем примечателен проект?
Титулом вице-чемпиона Европы 2010 по звуковому давлению.
Что нам понравилось?
Боевой агрегат, не растерявший своих потребительских качеств.
Год выпуска авто: 2009
Двигатель: 2,5 (174 л.с.)
Место прописки авто: Россия, Москва
Владелец: Денис Ситников