В одной из тем раздела «Лаборатория SQ” проскочила информация о методе настройки задержек с помощью компьютерных программ.
Эта метода вызвала некоторый интерес и оформилась «просьба» выложить всё тут. Поэтому выкладываю сокращенный вариант отфильтрованный от ненужной информации.
Первоисточник находится тут: http://autozvuk.org/forum2/showthread.php?t=7592&page=20
Российский дубль тут: http://magnitola.org/nastroika-sistemy/143745-fazovoe-i-vremennóe-soglasovanie-dinamikov-na-chastote-razdela-polos-praktikum.html
Сразу отмечу несколько важных моментов:
Методика эта 100% рабочая.
Основывается на реальных физических законах и полностью соответствует существующим рекомендациям по настройке задержек в авто (методичка от Пионера — в части настройки вертикальной и горизонтальной фазы, рекомендации «судей» начинать настройку с сабового звена и т.д.)
Я не теоретик а практик — поэтому ответить на вопросы как Это работает в компьютере не могу (знаний не хватает).
Могу сказать только что в ноутбуке между собой сравнивается 2 сигнала — один «прямой» (ноутбук + ГУ + проц) а другой прошедший через весь тракт ноутбук + ГУ + проц + усилитель + акустика + микрофон.
Внутри ноутбука эти сигналы сравниваются между собой и на экран выводится нужная пользователю информация (в «нашем» случае АЧХ и ФЧХ).
С другой стороны «пользователю» не обязательно знать что и как. Главное получить на выходе нормальный результат.
Примечание. Пользоваться этой методой можно только при наличии у ГУ/проца линейного входа (AUX например) или при наличии у ГУ/проца чистого линейного выхода (без фильтрации, задержек и с полным диапазоном от 20 до 20кГц).
Рекомендация автора методики — стыковать между собой полосы используя фильтры 2 порядка.
Об оборудовании.
Минимальный набор выглядит так:
Нужен ноутбук с установленной программой Spectralab.
Микрофон (подойдет любой электретный — измерительный конечно лучше)
Соединительные провода.
Схема:
Фото
Подключение и настройка параметров звуковой карты на ноутбуке.
На ноутбуках есть выход на наушники и вход для микрофона.
С выхода микрофона берется сигнал с ЛЮБОГО ОДНОГО канала и через разветвитель подается :
на вход ГУ/проца
на вход звуковой карты (так повелось что этот сигнал подается на правый вход).
Подключение на входе звуковухи:
Левый канал — микрофон
Правый канал — с выхода звуковой карты
Настройки звуковой карты
Для правильной работы программы необходимо ее настроить:
В режиме «записи звука» выбрать источник — линейный вход. Отрегулировать уровень сигнала на выходе со звуковухи тут:
Уровень усиления выставляется исходя из индикатора в программе (чтоб не было перегруза).
Индикатор:
Работа в программе.
1. Установить микрофон на водительское сиденье (туда его — где уши слушателя)
2. Подключаются провода, включается оборудование.
3. В программе запускается утилита Сигнальный генератор с Розовым шумом
4. Из колонок должен идти звук Р.шума.
5. Настраиваем уровни сигналов приходящих на ноутбук (запустив настройки звуковой карты в Винде)
6. Выставляются нужные уровни по левому (настройка уровня записи + баланс) и правому каналам (настройка громкости). Желательно чтобы уровни индикатора между каналами не отличались более чем на 2 деления.
7. Делаются настройки внутри программы Спектралаб.
После настройки уровней, можно переходить к измерениям.
На экран выводятся один над другим 2 графика АЧХ и ФЧХ (масштаб обоих графиков можно менять с помощью «лупы». Желательно чтобы диапазоны этих окон совпадали между собой — так проще анализировать данные).
Для проведения измерений необходимо синхронизировать сигналы от микрофона и от линейного входа между собой.
Для этого вызывается утилита DelayFinder.
Самое сложное в методике — найти «базовую» задержку
В связи с тем что тестовый сигнал приходит на вход бука сразу, а сигнал с микрофона — по цепочке (Гу/проц/усь/акустика/расстояние между акустикой и микрофоном) с задержкой — необходимо ручками подобрать значение задержки в окне утилиты DelayFinder.
ВАЖНО!
Поиск «базовой» задержки осуществляется для самого медленного динамика в авто — для саба. При отсутствии саба — с дальнего мида.
Как искать
Включить саб (без фронта и тыла) в полную полосу, выставив задержки на сабовом канале в НОЛЬ.
Если на ГУ/проце расстояния указаны в сантиметрах — выставляем их максимальное количество, если в миллисекундах — их в ноль.
На экране бука в окне графика ФЧХ видим такую картинку:
Начинаем вносить (увеличивать) значение задержки в окне DelayFinder (рекомендую вносить с шагом = 5.0 мсек) График ФЧХ начнет «распрямляться»:
После переворота графика ФЧХ в обратную сторону необходимо уменьшать значение задержки и начинать двигаться с меньшим шагом (например убавлять по 1,0 мсек).
Потом переходим к более мелким шагам — с точностью до тысячных добиваясь получения «ровного» графика ФЧХ.
Общая схема поиска базовой задержки в наскальном рисунке:
Несколько "вариантов" базовой задержки для саба:
Поздравляю. Базовая задержка найдена. Теперь в окне DelayFinder задержка больше не трогается. Настройка задержек осуществляется на ГУ/проце.
Теперь вместе с сабом включаем ДАЛЬНИЙ мид. Распустив его также в полную полосу и выставив задержки на его канале в НОЛЬ.
Для удобства «чтения» графика рекомендую выставить частотные диапазоны в окнах для мида от 2 кГц до 8 кГц.
Начинаем вносить на ГУ/Проце задержку в канал дальнего мида.
Вносим ее до тех пор пока график не примет «такой» вид. Несколько вариантов:
Запоминаем/записываем ! Полученное значение задержки для мидбаса.
Возвращаем мидбасу его «законный» диапазон и переходим к ВЧ (серединке если есть) тоже к дальнему
Устанавливаем частотный диапазон в программе для вч/сч от 6 до 12-15 кГц и проделываем тоже самое что и для мида — начинаем вносить задержку в канале обслуживающим Вч до получения примерно такого графика.
Варианты:
Включаем Саб + Мид + Вч, устанавливаем диапазон частот в программе от 20 до 20кГц и смотрим на график. Должно получиться примерно так:
или так
Поздравляю — вы состыковали саб с дальней стороной фронта и между мидом и вч выровняли «вертикальную» фазу.
Теперь переходим к «ближней» стороне.
Отключаем Дальнюю сторону и включаем саб и ближний мид.
Далее делаем всё также как для «дальней» стороны. Не забываем записывать задержки !
Включаем всю систему. Получаем примерно такой график:
или такой
и такой
Прослушивание
Садимся на водительское сиденье. Тётка (КИЗ) должна быть перед Вами (если микрофон был выставлен на водительском сиденье)
Балансом уводим Тетку куда хочется.
Полученная настройка задержек может считаться «базовой».
Многих она полностью устроит, НО отполировать ее на слух очень желательно.
Примечание. Чем кривее инсталяция тем неровнее получится график ФЧХ и АЧХ
ВСЁ.
Пыс. В идеале инстал нужно начинать с подключения акустики к ноуту и тасканием ее по салону авто.
Изменяя направления положения и т.д. выискивать такой график ФЧХ чтобы он был как можно "ровнее"
На АЧХ можно не смотреть - так как ФЧХ более информативен (по крайней мере на предмет выявления косяков)
ПысПыс. Как учиться "читать" графики (с примерами) выложу попозже.