Перейти к содержанию
Форум БасКлуб

Резонанс салона применительно к SPL


Рекомендуемые сообщения

Как известно, автомобиль, как и любое другой физическое тело, имеет основной резонанс и целый ряд второстепенных, малых резонансов. В приложении к SPL – соревнованиям нас прежде всего интересует именно основной резонанс. Если вспомнить школьный курс физики, то мы увидим, что резонанс – это резкое многократное увеличение амплитуды колебаний физического тела. То есть, логично было бы предположить, что если мы поставим резонанс себе на службу, то получим значительное увеличение звукового давления. Остается вопрос – как определить этот самый резонанс? Тут есть две стороны медали. Первая – все очень просто, резонанс большинства легковых автомобилей среднего размера (например, ВАЗ 2109, ВАЗ 2112 и др.) находится в диапазоне 48-55 Гц. Это факт, проверенный многолетней практикой многих опытных эспиэльщиков, ориентируйтесь на эти цифры при построении своей первой SPL – системы, и все будет хорошо. Вторая сторона медали – все очень сложно! Во-первых, резонанс нужно знать очень точно, во-вторых, нужно знать резонанс салона на том уровне громкости, на котором планируется выступать, так как с повышением звукового давления меняется поведение кузова авто, появляются мощные деформационные силы, влияющие на резонансные явления в металле. Как же быть, ведь так не хочется терять драгоценные децибелы?

 

Предлагаю следующий метод определения резонанса. Для него нам потребуется поместить наш сабвуферный динамик в оформление ЗЯ (закрытый ящик) и диск с нарезкой частот от 30 до 70 Гц с интервалом в 1 Гц. Сначала выносим наш ЗЯ на улицу и слушаем частотную нарезку, замечая, на какой частоте получается самый громкий звук (хотя конечно в идеале нужно этот замер делать не ушами, а инструментально, но уж если нет измерительного прибора, то хотя бы так). Рисуем для себя АЧХ (амплитудно-частотную характеристику). Затем помещаем наш ЗЯ в автомобиль в такое положение, в котором будет стоять наш будущий «боевой» ящик (почему именно так, мы поговорим чуть ниже). Закрываем все окна и двери. Снова слушаем частотную нарезку, определяя самую громкую частоту и рисуя для себя АЧХ. Полученные АЧХ на улице и в машине сравниваются. Частота, на которой различия в АЧХ будут максимальны и будет искомой частотой резонанса.

Следующее полезное явление, которой мы просто обязаны поставить себе на службу – это так называемые стоячие волны (хотя наибольшее влияние эти волны оказывают в седанах и экстремальных установках, где динамики устанавливаются в стенки). По сути это тоже резонанс, но в резонанс входит не кузов авто, а наполняющий его воздух (описание грубое, но наиболее точно приближено к действительности). Частота возникающей с салоне авто стоячей волны зависит от геометрических размеров салона. Для его определения вооружимся рулеткой и померяем длину салона от лобового до заднего стекла. Умножим полученное значение в метрах на 4. Теперь скорость звука в воздухе (340 м/с) делим на полученное измерениями значение (это получается нужная нам длина волны) и получаем значение частоты в герцах. То есть, допустим расстояние от лобового стекла до заднего – 1,9 метра. Умножаем на 4. Получится 7,6. Теперь 340 делим на 7,6 и получаем 44,7 Гц. Это и есть частота, на которой в салоне будет возникать стоячая волна. Итак, мы определили что, допустим, резонанс салона у нас 50 Гц, а стоячая волна образуется на 36 Гц. Возникает вопрос – и все-таки, на какую же частоту настраивать порт и какая частота будет боевой? Тут есть маленькая хитрость, которая работает с большой вероятностью в большинстве хэтчбэков – в качестве частоты настройки порта мы выбираем примерно среднее значение от этих двух частот, в данном случае это будет 43-44 Гц. Почему именно так? Да потому что при замерах пик амплитуды будет как раз на частоте резонанса салона! В него мы и будем «стрелять» на замерах, надеясь получить максимальный результат.

Что же касается соревнований в формате ЕММА ESPL, тот тут все несколько сложнее. Потому что замеры проходят на музыкальном материале, и зачастую спортсмены не знают, какой трек выберут судьи для соревнований. Тут уж спортсмен сам решает, на что ему сделать ставку - то ли надеяться поймать частоту, на которой его система имеет максимум, то ли пытаться поймать максимум амплитуды на данном треке. Тут уже важен соревновательный опыт и житейская мудрость. Еще одно замечание по поводу получения максимальных результатов. Вы наверное не однократно видели, как на соревнованиях группа поддержки спортсмена облепляет автомобиль, держит его. Имеет ли это смысл? Иногда. А иногда и просто вредит. Но узнать, нужна ли такая поддержка именно вашей системе, можно только имея много времени на эксперименты и собственный измерительный комплекс. И то и другое для серьезного спортсмена не составляет проблемы, а для новичка приходит по мере необходимости.

 

 

Сергей Smoke Туманов

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

Smoke ответил:

 

Ух ты…. какая старая статейка icon_smile.gif Писал ее для газеры “За рулем Северный Кавказ”….. этакий ликбез для начинающих, но тем не менее.

Могу добавить сейчас 2 момента, которые в данной статье как-то упустил.

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

Smoke ответил:

 

1. Измерения необходимо делать на максимально возможной громкости, только тогда картина будет адекватной. Ведь при разных уровнях давления, поведение компонентов и автомобиля будет разное, резонанс может смещаться, исчезать и появляться в самых неожиданных местах icon_smile.gif

2. Довольно часто наблюдается второй резонансный пик, примерно на 10-15 Гц выше основного резонанса. Возникает как сумма продольного и поперечного резонансов, а так же как равнодействующая от стоячих волн по трем основным измерениям. Как-то так icon_razz.gif По амплитуде он немного меньше, но иногда имеет смысл настраиваться на него. В общем пробовать надо, иногда лучше, иногда хуже получается.

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

mier сказал:

 

В салоне существует очень много резонансов. Их частота зависит от жесткости площадей: у двери одна частота, у задней крышки другая, у переднего стекла своя частота. Наиболее существенное влияние на резонанс салона оказывает крыша. Рекомендую простейший способ определения СПЛрезонанса: произведение частоты резонанса на диагональ крыши представляет некоторую константу. Сидя за компьютером лень идти узнать эту константу, поэтому желающие и жаждущие могут определить ее, померив диагональ крыши ВАЗ-2108, в этой машине резонанс 53-54гц. Умножив 54 на диагональ “девятки” будем знать эту константу. А дальше меряйте крышу своей машины и ищите резонанс.

Добавлю ещё одну интересную деталь: большинство авто имеют дБ порог 148-151 дБ. На этом пороге происходит своеобразная резонансная “перестройка”, в этом диапазоне рост результатов чрезвычайно трудный и медленный. Преодолев этот порог, салон “упирается” и способствует росту результата. Как следствие мало результатов в диапазоне 151-153, основная статистика или до 151, или больше 153.

Успехов!

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

Smoke ответил:

 

mier, я говорил об основном резонасе icon_wink.gif

А вообще, немного неправильно….. собссно в салоне мы ведь не замеряем какой-то один резонанс металла и чего-то еще. Мы ведь видим совокупную картину. Найденные пики являются результирующими пиками от всех резонансов, стояков и т.д. и т.п.

Кроме того, я ведь не просто так написал что при измерениях ящег ставить в боевое положение. Полученное значение резонанса будет отличаться пр разном расположении. Да и разными манипуляциями в салоне можно эту цифру подвинуть в ту или иную сторону. А еще, например шумоизоляция меняет резонанс (ну это думаю уже ни для кого не секрет).

Насчет пределов совершенно не согласен, просто картина меняется примерно при достижении 150-151. А методы остаются теже, не учитываются многие факторы…..

По большому счету все эти измерения нужны только на начальном этапе построения системы, чтобы знать откуда плясать.

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

DENLaDEN Написал:

 

в дополнение про крышу: резонанс плоскости зависит не только от размеров, но и от жесткости. У стоковой крыши и у проклеяной будут совершенно разные резонансы. У проклееной крыши, при громкости до этого самого порога, резонанс будет ниже и “тише” (ниже по уровню) - из за увеличенной массы и из за бОльшего демпфирования.

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

SQK ответил:

 

Как поднять резонанс? ведь именно от частоты зависит ход динамика и чем ход меньше - тем лучше для его долголтия. Допустим есть ваз2108 пускай с 54гц….. а хочу на 60гц резонанс сдвинуть - какие методы? Или таковых нет? не снижать же жётскость кузова. САМЫЙ важный параметр наверно длина от саба до датчика.

Понизить резонанс можно с помощью шумки, а как его повысить?

И опять если Седан и направление саба в багажник….. то стоит подумать о дополнительном замке/натяжении/уплотнителе именно на крышку багажника чтобы она не плясала.

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

DENLaDEN Написал:

 

Стоит подумать о том, чтобы не плясала крышка В ЛЮБОМ случае!

Резонанс чаще всего повышают через чменьшение размера салона icon_mrgreen.gif а если таких жестоких переделок не планируется, то уж какой он получится, таким и прийдется довольствоваться. Разве что пытаться сознательно превратить крышу в пассивнй радиатор, настроеный на нужную частоту… но это опять же может быть реализовано только посредством серьезных переделок кузова.

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

Professore Написал:

 

Прошу прощения, если говорю известные всем (изучавшим углубленно акустику, особенно в ее приложении к автомобилям) вещи. Но позволю себе сделать несколько замечаний и задать вопрос уважаемому автору.

1. Стоячие волны возникают всегда, когда есть отражение падающей волны от любой неоднородности в среде распространения. Это относится ко всем разновидностям волн вне зависимости от их природы. Поэтому на любой частоте в салоне автомобиля обязательно(!) возникает стоячая волна.

2. Для возникновения резонанса необходимо наличие как минимум, двух неоднородностей. Резонансная частота определяется скоростью распространения волны, коэффициентом укорочения (читай: геометрией) и фазами (не модулями!) коэффициента отражения от этих неоднородностей.

3. Любой компонент (активный или пассивный) можно представить в виде эквивалентного четырехполюсника со своими параметрами (Z, Y, H, T или S, все они взаимосвязаны). Входные параметры зависят от нагрузки и, наоборот, выходные зависят от источника сигнала. Поэтому поведение ЗЯ, ФИ, БП и протчая зависит от среды (нагрузка!) и усилителя (выходное сопротивление!). На открытом воздухе и в салоне автомобиля они ведут себя совершенно по-разному!

Теперь вопрос: почему расстояние от лобового стекла до заднего умножаем на 4? Это частный случай, “четвертьволновый резонатор”. В этом случае образуется два узла по краям резонатора, а между ними - пучность. Реально же для звуковой волны около отражающей поверхности наблюдается узел. Поясните, пожалуйста, физику вашей рекомендации.

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

Professore Написал:

 

 

К вопросу о резонансах различных поверхностей автомобиля.

Пассивный компонент (не имеющий собственного источника питания) не может увеличить энергию системы (тем более, открытой)! Поэтому, то, что имеет выход наружу (крыша, стекла и т.д.) и колеблется, звуковое давление внутри только уменьшает. Элемент, задемпфированный всякими вязкими материалами, преобразует энергию звуковых колебаний в тепловую (особенно на частоте собственного резонанса) и тоже уменьшает полезный эффект. В свете этого, остается открытым вопрос: что выгоднее - излучать энергию (звук) наружу или подогревать группу поддержки?

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

Professore Написал:

 

 

 

К вопросу о “резонансной перестройке”.

Изменение поведения системы (не только в закрытом объеме) при уровнях давления порядка 145-150 дБ, объясняется тем, что начинает сказываться нелинейность среды, в первую очередь это зависимость скорость звука от давления. В результате звуковая волна из синусоидальной становится пилообразной. Принято считать, что с уровня 150 дБ начинается область слабых ударных волн.

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

Сухарин Написал:

 

Господин Профессорэ! Вы начинаете раскрывать элементы Вашей волновой теории распространения звуковых волн в замкнутом обЪеме?

Мы пока вроде на пенсию не уходили! Книгу будем писать позднее-”Как не надо делать SPL…”. Прошу давать информацию в более сжатом виде-умные поймут, дураки не догадаются…

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

DENLaDEN Написал:

 

 

Профессор, по поводу вашего поста о пассивном элементе, 2открытом наружу” - не совсем я с вами согласен. Простой пример - порт фазоинверторо - пассивный источник звука, который отбирает энергию колебаний у динамика и “выносит наружу” при этом на частоте чуть выше настройки получается максимальное давление, КАК СНАРУЖИ, ТАК И ВНУТРИ ящика! То же самое происходит и с бандпасом.

В случае ярко выраженого и слабо демпфированого резонанса “наружу” - вибрирующая крыша или открытая дверь(форточка) автособиль превращается в фазоинвертор, а в рассмотрении вместе с сабвуфером - в полосовой резонатор четрвертого порядка, при этом на “частоте настройки” открытой форточки перепад давления в салоне и вне салона, в непосредственной близости от машины максимальный, то есть сабвуфер и “порт” совершают противофазные (встречные) колебания, тем самым достигается максимум эффективности и максимальное демпфирование динамика на этой давильной частоте. Дальше обычно на эту же частоту и стремятся настроить сам сабвуфер, чтобы еще сильнее повысить “передаточное число” и увеличить по возможности добротность всей резонансной системы.

Хорошо иллюстрирую Гельмгольцевую суть работы салона американские видеосъемки с волосатыми девушками в форточках icon_mrgreen.gif

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

Professore Написал:

 

 

Mr DENLaDEN! Наше с Вами несогласие достаточно просто измерить. Измерьте активную (не полную, а именно активную) мощность, потребляемую в Вашем примере, и вопрос будет закрыт. Вибрирующая крыша, кстати, скорее пассивный радиатор, чем фазоинвертор.

P.S. В рекламе пива в кружки наливают отнюдь не пиво, а чаще всего смесь яблочного сока с жидкостью для мытья посуды - почерпнуто из ток-шоу с известными труженниками рекламы. Не помню, какой канал это показывал.

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

DENLaDEN Написал:

 

 

Маленькая поправка: пассвный резонатор - это вид фазоинвертора. “Фазоинвертор” - устройство разворачивающее фазу, в случае с “привычным” ФИ, на самом деле правильно называмым резонатором Гельмгольца, фаза разворачивается за счет взаимодействия упругости воздуха и колебания воздушного столба в порте, а пассивный резонатор - за счет упругости воздуха и колебания массы диффузора пассивного резонатора, подвешаного на подвесе.

Пока не возникло вопроса “о чем же мы все таки спорим?” icon_biggrin.gif хочу сказать, что я ни о чем не спорю, я во многом разделяю критику в адрес материала статьи, я лишь хотел уточнить насчет пассивных элементов, для того чтобы не вводить никого в заблуждение, из числа тех, кто много читает и много верит, а по большей части просто потому что пиздеть люблю очень, че скрывать icon_cool.gif

Собственно смысл моих слов таков: не все пассивные элементы одинакого полезны! icon_lol.gif Разумеется и совершенно однозначно и безспорно то, что любой колеблющийся элемент поглощает энергию! Панель, воздушный шарик, крышка багажника, лобовое стекло, сидение - все это предметы, превращающие и без того неэффективно используемую энергию усилителя в тепло (= в говно) и вопрос тут в добротности.

А посколько таких некрупных, середниньких, резонансов в салоне дофига фига и все они имеют разную частоту, то с добротностью сами знаете что происходит, на любой частоте, попадающий в диапазон разброса этих паразитных резонансов она ничтожно мала и, стало быть, все эти резонансы вредят!

Но вот если находится один резонанс - солист, с высокой добротностью (не заклееный вибрами, не связаный обшивкамиклипсами…) то добротность у этого резонанса уже будет такова, что при должном использовании его можно заставить работать на результат. Такого резонанса может и не быть - раз, можно вобще нифига не понять с чем имеешь дело - два, не так просто этот резонанс “поработить2 - три.

А дальше боян, только почему то не популярный icon_confused.gif - нет правил и рекомендаций, так же, как нет дубльгиса в лесу и нет рельсов в саванне, каждую ситуацию ножно уметь воспринимать (измерять, вычислять, видеть, зондировать, сканировать), анализировать и по результатам осмысления уже делать НЕТ! не систему!!! делать эксперемент, а уже потом следующий эксперемент icon_lol.gif и уже потом систему. А пологаться на существование развед данных, топосъемки, по которой можно пройти до цели имея в багаже лишь умение читать и ходить, это проявление долбоебизма, так по большому счету в любой сфере деятельности, за редчайшим исключением!

И еще чуть чуть по теме - не получается подружиться с резонансом - убей его! И да здравствует фанера и бисфенольно фумаровая эпоксивинилэфирная смола! Ура товарищи! icon_mrgreen.gif

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...