Популярный пост Yauhen Опубликовано 3 февраля, 2010 Популярный пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2010 (изменено) Всех вновь прибывающих настоятельно прошу изучить эту тему и начинать проектировать акустическое оформление самостоятельно, и только после этого задавать вопросы. Когда человек голоден, можно дать ему рыбу. Но лучше научить ловить её. Давайте освоим "рыбную ловлю". Речь пойдёт о программе JBL Speakershop. Она достаточно проста для освоения, и на мой взгляд, очень удобна в работе. Здесь мы рассмотрим, как правильно спроектировать акустическое оформление типа "закрытый ящик" и "фазоинвертор". После их освоения вам нетрудно будет самостоятельно изучить варианты "пассивный излучатель" и "бандпасс". Тут сразу возникает вопрос: а что лучше, ЗЯ или ФИ? Однозначного ответа нет. Принимать решение об акустическом оформлении вам придётся самостоятельно. А программа поможет в этом. У каждого варианта – ЗЯ и ФИ – есть свои достоинства и недостатки, и соответственно, разный результат на выходе. Закрытый ящик Достоинства: – простота проектирования и изготовления – относительно небольшой объём – лёгкость получения ровной амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) в салоне, а значит, и глубокого баса, вплоть до 20 Гц и ниже – бас "музыкальный", "собранный", басовые инструменты звучат естественнее; это оформление для ценителей качества музыки – динамик всегда хорошо демпфирован объёмом ящика, скорее уж можно сжечь звуковую катушку, чем "выплюнуть" диффузор Недостатки: – очень малые возможности для настройки: варьировать можно только объём – не годится для СПЛных консрукций, т.к. проигрывает фазоинвертору по звуковому давлению Фазоинвертор Достоинства: – более высокое звуковое давление в сравнении с ЗЯ – достаточно широкие возможности для получения максимума СПЛ – хорошие возможности для получения нужной "неровной" АЧХ – звуковую катушку труднее сжечь, чем в ЗЯ Недостатки: – более сложен в изготовлении – как правило, требует большего объёма ящика по сравнению с ЗЯ – очень непросто получить ровную АЧХ в салоне – как правило, ниже частоты настройки начинается спад звукового давления – бас менее "музыкальный" – динамик раздемпфирован ниже частоты настройки, и если не принять меры, там легко можно повредить его подвижную систему Продолжение следует. Изменено 10 января, 2011 пользователем Yauhen BassPort - как сделать хороший порт Ссылка на комментарий
Yauhen Опубликовано 3 февраля, 2010 Автор Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2010 (изменено) 1. Передаточная функция салона Салон каждого автомобиля по-своему формирует АЧХ на всех частотах, и чтобы программа выдавала адекватную информацию, ей нужно сообщить, как именно салон влияет на АЧХ. Нас сейчас интересует низкочастотная область, и те, кто пока не в теме, могут узнать, что это за зверь, из статьи в журнале "Автозвук". Итак, нужно ввести в программу "передаточную функцию" салона. Вот она, в файле-вложении. Дальше делаем так: – помещаем этот файл в папку Acoustic вашей программы и распаковываем его из архивного формата – загружаем программу – выбираем команду Edit->Interior Acoustic – щёлкаем на кнопке Load Acoustic File, находим и выбираем этот файл двойным щелчком – выполняем двойной щелчок в окошке с частотой 125 Гц – дважды отвечаем Да и щёлкаем на кнопке Accept Всё, кривую передаточной функции мы загрузили. AZ.ZIP Изменено 3 февраля, 2010 пользователем Yauhen BassPort - как сделать хороший порт Ссылка на комментарий
spl_mo Опубликовано 3 февраля, 2010 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2010 Прилепил тему наверх Нету больше музыки ::yu:: Ссылка на комментарий
Yauhen Опубликовано 3 февраля, 2010 Автор Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2010 2. Вводим параметры динамика Чем больше информации о динамике мы сообщим программе, тем более точные данные получим на выходе. Если у нас имеется полный набор параметров Тиля-Смолла, измеренных, например, с помощью LspLAB или другой подобной программы, мы можем ввести эти значения и сохранить их в базе данных, которую ведёт Speakershop. Это может пригодиться в дальнейшем. Ну, а если имеется совсем мало данных о динамике, их можно ввести в режиме минимума значений. В любом случае, главными параметрами Тиля-Смолла являются: Fs – частота основного резонанса подвижной системы динамика вне ящика Vas – эквивалентный объём Qts – полная добротность 2.1. Режим минимума значений (рис. 1 во вложении) – выбираем команду Loudspeaker->Parameters--minimum – в появившейся панели вводим нужные значения – нажимаем Accept, чтобы использовать эти данные для проектирования 2.2 Режим полных данных (рис. 2) – выбираем команду Loudspeaker->Parameters--full – в появившейся панели вводим имеющиеся значения; если каких-то не хватает, можно нажать кнопку Calculate Unknowns, и программа вычислит недостающие – нажимаем Add to Database, чтобы занести динамик в базу данных – нажимаем Accept Теперь можно приступать к проектированию ящика. BassPort - как сделать хороший порт Ссылка на комментарий
Yauhen Опубликовано 3 февраля, 2010 Автор Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2010 (изменено) 3. С какими графиками будем работать Поначалу нас более всего интересуют графики АЧХ и группового времени задержки (ГВЗ). Первый из них даёт представление, насколько равномерным по "громкости" будет звук в зависимости от частоты. Второй – насколько "размазанным" будет бас. Иногда этой кривой пренебрегают, а зря. При повседневном прослушивании очень скоро "затянуто-размазанный" бас надоедает, и хочется чего-то более похожего на приличный звук. Беда в том, что почти всегда, выигрывая в давлении, мы проигрываем в качестве, и наоборот. И всё это из-за увеличения группового времени задержки выше допустимого. А сколько допустимо? Для разных частот это разные значения. Уже не вспомню источника, откуда взяты данные, но есть у меня вот такая табличка (см. рис. 1), которой и стараюсь придерживаться при проектировании ящиков. Иногда это удаётся, иногда – нет, но по крайней мере, видно, на что идёшь, и на сколько отклоняешься от ориентира. JBL Speakershop отображает на экране только одно окно. Это маленькое неудобство, и для того, чтобы переключиться на просмотр графика ГВЗ, нужно выбрать команду Graph->Group Delay. Чтобы вернуться к просмотру АЧХ, используем команду Graph->Amplitude SPL @ 2.83V Если хотим (а мы точно хотим!) видеть АЧХ в салоне, нужно включить флажок "автомобильчик" (он в правом верхнем углу графика АЧХ, см. рис. 2) – так мы зададим наложение передаточной функции салона на этот график. Вот пока и всё. Можно, конечно, рассмотреть графики фазы, импеданса, и прочие вкусности, но на начальном этапе в этом нет нужды. Изменено 3 февраля, 2010 пользователем Yauhen BassPort - как сделать хороший порт Ссылка на комментарий
Yauhen Опубликовано 3 февраля, 2010 Автор Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2010 4. Значения по умолчанию Как только мы задали параметры динамика, программа тут же предлагает свои варианты оформления для ЗЯ и ФИ, и называет их Optimum. Уж не знаю, по каким критериям она считает этот оптимум (скорее всего, для домашней акустики), но принимать к исполнению эти варианты, даже если маловато опыта в проектировании ящиков, я бы не спешил. Построение басовой системы в автомобиле требует подхода товарища Сухова: "Лучше, конечно, помучиться". А optimum никуда от нас не убежит, он всегда на экране, если что. BassPort - как сделать хороший порт Ссылка на комментарий
Yauhen Опубликовано 3 февраля, 2010 Автор Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2010 (изменено) 5. Разрабатываем закрытый ящик Проектирование ящика всегда является поиском компромисса, наилучшего решения. Поскольку закрытый ящик в большинстве случаев даёт приемлемое ГВЗ (если не перебрать с объёмом), то основное внимание будем уделять формированию АЧХ. В данном случае мы можем играть туда-сюда только величиной объёма ящика. Для примера возьмём параметры моего старенького 30ГД-2Б и посмотрим, что можно от него получить в закрытом ящике: – находим панель CLOSED BOX – смотрим вариант Optimum и щёлкаем на кнопочке Plot под ним; видим жёлтую кривую – пусть будет для сравнения – щёлкаем на кнопке Custom; поскольку жёлтая АЧХ нас не устраивает, зададим объём побольше литров на десять и щёлкаем на кнопочке Plot здесь же – видим, что типа "нормально" (средняя кривая на рис. 1), но попробуем добавить объёма и снова не забываем щёлкнуть Plot – нижнего баса добавилось (верхняя кривая, рис. 1), а область 70...120 Гц немного провалена. Ради интереса посмотрим, как ведёт себя ГВЗ (рис.2). Вполне удовлетворительно при любом раскладе. Самая хорошая с точки зрения качества звука – верхняя кривая (объём 51л). Но этот провал на 70-120 Гц... Возможны два выхода: – если усилитель слабоват, а багажник позволяет, плюём на неравномерность 70-120 Гц, и выбираем объём ящика 50л: так получаем лишний 1 дБ давления – если равномерность АЧХ для нас превыше всего, выбираем среднюю кривую и объём около 30л. Дальнейшее увеличение объёма приведёт к ухудшению демпфирования, увеличению неравномерности АЧХ, повышенному ходу диффузора с области суббаса и возрастанию ГВЗ, и этим путём мы не пойдём. Уменьшение объёма снижает отдачу на нижнем басе, и этот вариант нам тоже не подходит. Бывает, некоторые динамики при любом раскладе не дают ровную АЧХ, а "проваливают" область 40...100 Гц. Такие головки однозначно не годятся для закрытого ящика. Изменено 3 февраля, 2010 пользователем Yauhen BassPort - как сделать хороший порт Ссылка на комментарий
Yauhen Опубликовано 3 февраля, 2010 Автор Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2010 6. Разрабатываем фазоинверотр Мой старенький 30ГД-2Б (он же 75ГДН-1-4), если верить программе JBL Speakershop, одинаково хорошо годится и для ЗЯ, и для ФИ – об этом свидетельствует красная чёрточка-индикатор на рис. 1. Вверху индикатора - фазоинвертор (Vented), внизу - закрытый ящик (Closed). Этот рисунок мы видим, когда загружаем динамик из базы данных командой Loudspeaker->Load from Database. Проверим, не врёт ли индикатор: – найдём панель VENTED BOX и щёлкнем на кнопке Custom в ней – введём объём Vb=50 л, настройку порта Fb=43 Гц и нажимаем Accept – щёлкаем на кнопке Plot и видим что-то похожее на горб верблюда в районе 48-50 Гц (рис. 2). Для СПЛ оно, возможно, и хорошо. Проверим, как обстоят дела с ГВЗ (рис. 3). Мда... с точки зрения качества звука лучше бы этому верблюду не родиться. Бас в районе 45 Гц будет прилично затянут. Если нужно качество, попробуем другой вариант: уменьшим объём ящика и снизим настройку порта. Введём объём Vb=38 л, а настройку порта Fb=30 Гц. Кривая ГВЗ стала заметно более ровной (рис.5) и ближе к значениям из таблицы (см. выше). А что у нас с АЧХ? Для первого раза – очень даже неплохо получается (рис. 4). Ровную АЧХ от фазика получить непросто, да и не обязательно – на верхнем басе помогут мидбасовые динамики, а нижний бас здесь также проработан неплохо: имеем 20 Гц по уровню -4,5дБ относительно максимума давления. На этом можно и остановиться. А можно, если есть время, поиграть объёмом и настройкой, наблюдая изменение АЧХ и ГВЗ, и в конце концов выбрать подходящий вариант. Не будем забывать, что программа программой, а реальный результат всегда будет отличаться от расчётного. Но лучше иметь в руках инструмент с ограниченной точностью, чем вообще никакого. А практика показывает довольно хорошее совпадение результатов с расчётами. Пробуйте, коллеги. Проектируйте, осуществляйте, получайте кайф от процесса и результата! BassPort - как сделать хороший порт Ссылка на комментарий
Marik Опубликовано 3 февраля, 2010 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2010 Спасибо большое Yauhen! Прям разжевал и разложил все по полочкам. Ссылка на комментарий
Yauhen Опубликовано 4 февраля, 2010 Автор Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2010 Пожалуйста! Буду рад, если эта темма сможет кому-то помочь. Да, чуть не забыл: кривую передаточной функции нужно загружать при каждом запуске программы, иначе Speakershop испольхзует свою встроенную кривую. Та, что из "Автозвука", ближе к реальности. BassPort - как сделать хороший порт Ссылка на комментарий
faralint Опубликовано 4 февраля, 2010 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 4 февраля, 2010 Пожалуйста! Буду рад, если эта темма сможет кому-то помочь. Да, чуть не забыл: кривую передаточной функции нужно загружать при каждом запуске программы, иначе Speakershop испольхзует свою встроенную кривую. Та, что из "Автозвука", ближе к реальности. с ней горбики гораздо больше получаються чем без нее на примере р-ки по крайней мере в фи PS спасибо, отлично все расписано DC Audio. 150+ седан. 30hz Ссылка на комментарий
kokc Опубликовано 14 февраля, 2010 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2010 (изменено) плохо что не на руском.(да и здесь нет походу тово что мне нада-рощета короба рупорного) Изменено 14 февраля, 2010 пользователем kokc 149.4dB 31Hz::hair:: Ссылка на комментарий
Cowboy63 Опубликовано 15 февраля, 2010 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 15 февраля, 2010 Yauhen, а Хмах указывается в параметрах в одну сторону или обе ? DC Resistance (RE) в омах и Nom.Impedance(Z) тоже в омах, что где указывать ? если например катушки 2*2 Ом и будет ли зависеть от подключения(параллель или последовательно) и Inductance(LE) - это что ? при нажатии Calculate Unknowns, ничего там не появляется.... я самый добрый в мире человек ))) и если найдецца кто-то еще добрее, убью его и стану опять самым добрым)) Ссылка на комментарий
Yauhen Опубликовано 16 февраля, 2010 Автор Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 16 февраля, 2010 Xmax здесь указывается в одну сторону.. DC Resistance (RE) - сопротивление постоянному току, то, что покажет тестер. Nom.Impedance(Z) - номинальное сопротивление, применяется для расчётов. Оно несколько больше, чем RE. Например,если Z=4 Ом, то Re этого динамика обычно не превышает 3.2 Ом. Обе эти величины будут напрямую зависеть от способа соединения катушек, если их две. Inductance(LE) - индуктивность звуковой катушки. Ёё значение берём из паспорта или замеряем. BassPort - как сделать хороший порт Ссылка на комментарий
FreeBSD Опубликовано 1 марта, 2010 Ссылка на пост Ссылка на тему Поделиться Опубликовано 1 марта, 2010 А сколько допустимо? Еще бы промежуточные значения :music: или этого вполне достаточно? Audi A6 Bose :( Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти