Перейти к содержанию
Форум БасКлуб

Рекомендуемые сообщения

да хорошие статейки,много чего я тут узнал,Nastradamusu респект

 

да это не мне спасибо - это гуду, я всего лишь это собрал в кучу и убрал лишнее, чтобы было легче читать.

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

про резонанс и СПЛ ....

 

 

 

Как известно, автомобиль, как и любое другой физическое тело, имеет основной резонанс и целый ряд второстепенных, малых резонансов. В приложении к SPL – соревнованиям нас прежде всего интересует именно основной резонанс. Если вспомнить школьный курс физики, то мы увидим, что резонанс – это резкое многократное увеличение амплитуды колебаний физического тела. То есть, логично было бы предположить, что если мы поставим резонанс себе на службу, то получим значительное увеличение звукового давления. Остается вопрос – как определить этот самый резонанс? Тут есть две стороны медали. Первая – все очень просто, резонанс большинства легковых автомобилей среднего размера (например, ВАЗ 2109, ВАЗ 2112 и др.) находится в диапазоне 48-55 Гц. Это факт, проверенный многолетней практикой многих опытных эспиэльщиков, ориентируйтесь на эти цифры при построении своей первой SPL – системы, и все будет хорошо. Вторая сторона медали – все очень сложно! Во-первых, резонанс нужно знать очень точно, во-вторых, нужно знать резонанс салона на том уровне громкости, на котором планируется выступать, так как с повышением звукового давления меняется поведение кузова авто, появляются мощные деформационные силы, влияющие на резонансные явления в металле. Как же быть, ведь так не хочется терять драгоценные децибелы?

Предлагаю следующий метод определения резонанса. Для него нам потребуется поместить наш сабвуферный динамик в оформление ЗЯ (закрытый ящик) и диск с нарезкой частот от 30 до 70 Гц с интервалом в 1 Гц. Сначала выносим наш ЗЯ на улицу и слушаем частотную нарезку, замечая, на какой частоте получается самый громкий звук (хотя конечно в идеале нужно этот замер делать не ушами, а инструментально, но уж если нет измерительного прибора, то хотя бы так). Рисуем для себя АЧХ (амплитудно-частотную характеристику). Затем помещаем наш ЗЯ в автомобиль в такое положение, в котором будет стоять наш будущий «боевой» ящик (почему именно так, мы поговорим чуть ниже). Закрываем все окна и двери. Снова слушаем частотную нарезку, определяя самую громкую частоту и рисуя для себя АЧХ. Полученные АЧХ на улице и в машине сравниваются. Частота, на которой различия в АЧХ будут максимальны и будет искомой частотой резонанса.

Следующее полезное явление, которой мы просто обязаны поставить себе на службу – это так называемые стоячие волны (хотя наибольшее влияние эти волны оказывают в седанах и экстремальных установках, где динамики устанавливаются в стенки). По сути это тоже резонанс, но в резонанс входит не кузов авто, а наполняющий его воздух (описание грубое, но наиболее точно приближено к действительности). Частота возникающей с салоне авто стоячей волны зависит от геометрических размеров салона. Для его определения вооружимся рулеткой и померяем длину салона от лобового до заднего стекла. Умножим полученное значение в метрах на 4. Теперь скорость звука в воздухе (340 м/с) делим на полученное измерениями значение (это получается нужная нам длина волны) и получаем значение частоты в герцах. То есть, допустим расстояние от лобового стекла до заднего – 1,9 метра. Умножаем на 4. Получится 7,6. Теперь 340 делим на 7,6 и получаем 44,7 Гц. Это и есть частота, на которой в салоне будет возникать стоячая волна. Итак, мы определили что, допустим, резонанс салона у нас 50 Гц, а стоячая волна образуется на 36 Гц. Возникает вопрос – и все-таки, на какую же частоту настраивать порт и какая частота будет боевой? Тут есть маленькая хитрость, которая работает с большой вероятностью в большинстве хэтчбэков – в качестве частоты настройки порта мы выбираем примерно среднее значение от этих двух частот, в данном случае это будет 43-44 Гц. Почему именно так? Да потому что при замерах пик амплитуды будет как раз на частоте резонанса салона! В него мы и будем «стрелять» на замерах, надеясь получить максимальный результат.

Что же касается соревнований в формате ЕММА ESPL, тот тут все несколько сложнее. Потому что замеры проходят на музыкальном материале, и зачастую спортсмены не знают, какой трек выберут судьи для соревнований. Тут уж спортсмен сам решает, на что ему сделать ставку - то ли надеяться поймать частоту, на которой его система имеет максимум, то ли пытаться поймать максимум амплитуды на данном треке. Тут уже важен соревновательный опыт и житейская мудрость. Еще одно замечание по поводу получения максимальных результатов. Вы наверное не однократно видели, как на соревнованиях группа поддержки спортсмена облепляет автомобиль, держит его. Имеет ли это смысл? Иногда. А иногда и просто вредит. Но узнать, нужна ли такая поддержка именно вашей системе, можно только имея много времени на эксперименты и собственный измерительный комплекс. И то и другое для серьезного спортсмена не составляет проблемы, а для новичка приходит по мере необходимости.

 

 

Сергей Smoke Туманов

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

Всем добрый день, не подскажите, где можно найти программу для рассчета порта в виде песочный часов и можно поподробнее насчет зависимости объема короба от подводимой мощности нагрузки. Заранее спасибо

Ссылка на комментарий

Инфа классная-но только для начальных этапов. В реале каждый короб будет работать исключительно в том авто,для которого он строился.Тот же фазик в разных авто,работает по разному,даже если на одинаковый резонанс настроены. Очень сильно все меняется на больших мощностях,резонанс уплывает как правило вниз по частоте.И самое главное эксперимент!Многое просто не поддавалось никакой теории.Это про то как заряжали мой бмв.

TEAM R15

АМТ Седан 157,37дБ, Street B 2014 156,1дБ

Ссылка на комментарий

Что особенно интересно, что тоже самое относится к такому, казалось бы, пофигистичному к параметрам динамика оформлению как четвертьволновик. Мало того что не каждый динамик в нем работает, так еще и не в каждой машине......

 

ЗЫ: тоесть уточню, если кто не знает...... четвертьволновиков есть великое множество, но каждому конкретному динамику подходит только один.... ну или никакой не подходит :mocking:

Все недовольство мной прошу выражать в суицидальной форме :biggrin:

Ссылка на комментарий

Простой способ изготовления Flared портов

видео и фотоматериалы

подготовил: b@d

jkeis4Wgohg.jpg
Титанат от БасКлуба
Упакуйся по полной - ЗАКАЗАТЬ

Ссылка на комментарий

обьясните пожалуисто,в этой замечательной статье,написано что чем больше мощи тем меньше ящег,так вот,по мере увеличения или уменьшения обьёма,что будет происходить с настройкой порта,как она будет меняться???

Ссылка на комментарий
возможно глупый вопрос но всё же,как ли каким(и) спосабом посчитать площадь порта(щель или труба),заранее спасибо...

Это действительно глупый вопрос, про щель так это вообще писец... Неужели всё так плохо, что даже не знаем как площадь прямоугольника найти?

Нету больше музыки ::yu::

Ссылка на комментарий

может просто запутался или не так понял как надо...

а на вопросик выше можете ответить и разяснить что и ка если не составит труда конечно...

Ссылка на комментарий
может просто запутался или не так понял как надо...

а на вопросик выше можете ответить и разяснить что и ка если не составит труда конечно...

Взять книгу по геометрии 9-11 класс ;) такая тооолстая была :)

На край тупо спросить у яндекса

Audi A6 Bose :(

Ссылка на комментарий
Самый простой путь поиска оптимального объема для динамика - расчитайте оптимальный объем для музыкального ящика и +20-30%

Тут важно максимально нагрузить динамик и в тоже время не задушить его...

Замечено "породистые" динамики - как правило, не любят большие объемы...

 

про порты

давным давно была замечательная статья в Автозвуке

в этой статье исчерпывающия информация про порты...

от себя добавлю.... замечено, что чем длинее порт тем больше от него отдача

оптимальная площадь порта - от 1\2 до 1 эфф.площади динамика

в большинстве случаях порт лучше рапологать в одной плоскости с динамиков

 

Толщина стенок ящика...

Раньше бытовало мнение, что SPLный ящик должен быть ну очень толстый... что бы гасить вибрации стенок...

я пришел к тому, что в полне достаточно 18мм, а Зебра 43 эксперементировала с корпусом из тонкой фанеры ...

и очень успешно!

 

Расположение и направление

Наверное самое Важное в СПЛной машине...

Рекомендую к прочению эту главу замечетального курса Звук: теория, устройства, практические рекомендации

 

 

Ссылки в этом топике не пашут. :nea:

Выдает ошибку 404.

А почитать охота:cool1:

Team Tyumen-Чемпионы РФ

RASKA - 2013,14

AMT спл шоу - 2014

Ссылка на комментарий

В Автозвуке ссылки поменялись, вот эта будет для замечательной статьи.

Если кому надо, программы Матараццо с русскоязычным интерфейсом есть у меня.

 

И как уже говорилось, на Вегалабе выложена программа BassPort, идея написания которой навеяна этой статьёй из "Автозвука".

Изменено пользователем Yauhen

BassPort - как сделать хороший порт

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...